Екатерина Погодина
Познавательное развитие в старшей группе. Игра-экспериментирование «Бумажные забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• закрепить представления детей о свойствах бумаги;
• познакомить детей с необычными свойствами бумаги;
• развивать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности;
• воспитывать дух коллективизма и дружеского отношения друг к другу;
• активизировать речевую активность, развивать связную речь;
• упражнять в умении высказывать свое мнение, делать самостоятельно выводы;
Задачи:
Публикация «Познавательное развитие в старшей группе, Игра-экспериментирование „Бумажные забавы“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Поделки из бумаги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
• развитие сенсорной культуры.
Оборудование: емкости, наполненные водой, свеча, спички и заготовка- «таинственное послание», раздаточный материал: образцы бумаги, мелкопорезанная бумага, бумажный кораблик, бумажный самолет.
Подготовка: на альбомный листок А 5 формата нанести рисунок молоком, используя тонкую кисточку (изображение снеговика, снежинок и елочки, тщательно просушить, что бы лист был чистым.
Ход занятия.
1. Организационный момент: Мы с бумагой поиграем,
Много нового узнаем.
1-2-3-4-5-начинаем мы играть!
2. Беседа о бумаге.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем о необычных свойствах самой обычной бумаги. Для начала расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, какая разная бывает бумага (на столах лежат различные образцы бумаги : альбомная, тетрадная, салфетка, газета, картон? Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попытайтесь не только их отгадать, но и подобрать к ответу нужный образец бумаги, который лежит у вас на столе.
В школе деткам помогает, знания их сохраняет (тетрадь).
Очень жесткий с виду он, а зовут его (картон).
Очень мягкая на ощупь, вытирает деткам щечки (салфетка).
Не простое развлеченье, для гуаши, акварели. Детские рисунки в нем, а зовут
его (альбом).
Сохраняют всю на свете информацию в (газете).
Вот какие вы молодцы. Все не только отгадали, но и верно показали.
3. Эксперимент №1 «Скомкай бумажку».
Воспитатель: Давайте теперь познакомимся с нашей бумагой поближе. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Скомкай бумажку», кто с этой игрой справится, тот получит звание почетного «Бумагокомкателя».
Комкайте активно и подумайте, что вы чувствуете, когда комкаете газету или альбомный листочек, что легче комкается салфетка или картон?
Ответы детей.
Воспитатель: У вас прекрасно все получилось. Вы лучшие «Бумакокомкатели».
Давайте подведем с вами итог нашего эксперимента:
Какая бумага легче мнется?
Как вы думаете почему?
Ответы детей.
4. Эксперимент №2 «Что быстрее утонет?».
Воспитатель: Ребята, теперь я хочу задать вам следующий вопрос: Как вы думаете бумага тонет или нет? А что быстрее утонет картон или салфетка?
Хотите проверим?
Проводится эксперимент с емкостями заполненными водой. По завершению подводятся итоги.
Что быстрее утонуло и почему? Ответы детей.
Воспитатель: Итак, мы с вами экспериментальным путем выяснили, что бумага тонет. Однако, хотите я вам сейчас покажу, что не вся бумага быстро тонет? Закройте глаза.
Оп-ля! Дети открывают глаза, в емкости с водой плавает бумажный кораблик.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кораблик не тонет. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы отлично потрудились. И наверно утомились? (Детям предлагается сделать небольшую зарядку).
5. Физминутка.
Мы с бумагою играли, мяли, мяли, мяли, мяли (разминка для кистей рук).
А теперь мы отдыхаем, наши ножки разминаем (дети маршируют).
Будем дружно приседать, 1-2-3-4-5 (дети выполняют приседания).
Ножками потопаем (топают ногами).
Ручками похлопаем (хлопают руками).
Наклоняйся не зевай (наклоны в стороны).
Повороты начинай (повороты корпуса, руки на поясе).
Надоело отдыхать, будем продолжать играть.
6. Эксперимент №3 «Таинственное послание».
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Один мой знакомый волшебник передал мне для вас таинственное послание. Вот оно. Воспитатель достает чистый лист бумаги.
Дети удивлены бумага чистая – где же послание?
Воспитатель: Это послание не простое. Оно волшебное. Что бы его прочитать мы должны зажечь свечку и нагреть лист бумаги. Воспитатель нагревает лист бумаги, под удивленные возгласы, на бумаге начинает проявляться картинка.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, что хотел сказать нам волшебник этим посланием?
Дети: «Скоро праздник, скоро Новый год».
Воспитатель: Правильно, дети. Совсем скоро наступит зима, выпадет много снега. Мы будем играть в снежки, кататься на санках и коньках. И праздновать самый веселый праздник Новый год. А вы знаете, что бумага то же может стать снегом и запорошит нам тут все вокруг?
7. Эксперимент №4. Игра – фантазия «Бумажная буря».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на ваших столах есть корзинки с разными маленькими бумажками. Давайте представим, что это снежинки. Сейчас мы с вами будем брать снежинки из разных корзинок, и дуть на них. Только внимательно следите, какие снежинки летят долго и медленно опускаются вниз, а какие летят мало и сразу падают.
Дети экспериментируют с различными «снежинками» из салфеток, альбома, газеты, картона.
Воспитатель: Посмотрите какая зима наступила у нас в группе. Все замела снегом. Расскажите мне, пожалуйста, какие снежинки дольше всего летали, а какие сразу же упали. Как вы считаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А хотите, я вам покажу, какая бумага летит дольше и дальше всех?
Воспитатель демонстрирует детям полет бумажного самолетика.
8. Заключительная беседа. Подведение итогов экспериментирования.
Воспитатель: Ребята, давайте подведем итоги нашей игры. Мы с вами узнали, что бумага бывает разной :
по назначению: дети называют – для рисования, для записей, для чтения, для аппликаций, для использования в быту;
по ощущению: дети называют – гладкая и шершавая, тонкая и плотная, тяжелая и легкая.
Пористая бумага (картон и салфетка) – быстрее намокает;
Гладкая (тетрадная и альбомная) – дольше держится на поверхности.
Плотная бумажная игрушка – дольше намокает и дольше не тонет.
Чем легче бумага, тем дольше она падает.
Воспитатель: Ребята, вам понравились наши «Бумажные забавы»? Скажите, что вам больше всего понравилось в нашей игре? А что нового вы сегодня узнали о бумаге? Что интересного мы расскажем родителям?
Вы сегодня большие молодцы. Всем присваивается почетное звание лучший «Бумагоиспытатель»! Наша игра эксперимент «Бумажные забавы» закончилась. Будем еще с вами играть в такие игры?