Лилия Гилязова
План-конспект НОД для детей старшей группы по теме: «Автоматизация звука [Л]. «Лунтик ищет клад»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект открытого показа НОД
для детей старшей группы
по теме : «Автоматизация звука [Л].
«Лунтик ищет клад»
(с использованием показа кадров из мультфильма
«Лунтик и его друзья»)»
Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях, в связной речи.
Задачи:
Публикация «План-конспект НОД для детей старшей группы по теме: „Автоматизация звука [Л], „Лунтик ищет клад“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
образовательные: закреплять правильное произношение звука Л (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи); закреплять умение делить слова на слоги; закреплять навыки звукового анализа; формировать умение употреблять существительные в родительном падеже; формировать умение употреблять предлоги с, из-за, из-под; продолжать формировать умение составлять последовательный описательный рассказ по картинно-графическому плану.
развивающие: развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику; развивать фонематический слух, обогащать и расширять словарный запас; формировать навык самоконтроля за собственной речью; развивать внимание, память, логическое мышление.
воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Оборудование: презентация в формате Power Point «Автоматизация звука [Л]. «Лунтик ищет клад» (с использованием показа фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья», серия 74 «Карта», производство Россия); игрушки Лунтик, Вупсень и Пупсень; пособие «Цветок» с прищепками; колючие мячики; предметные картинки; 3 ведерка; сухой бассейн с гречневой крупой; картинно-графический план для составления описательного рассказа; магнитная доска; магнитная игра «Морские обитатели», волшебный мешочек; лукошко; муляж яблока и клубники; муляжи продуктов для игры «Накорми Лунтика».
Ход НОД:
1. Орг. момент, сообщение темы занятия:
Логопед:
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Логопед привлекает внимание детей к сухому бассейну (с гречневой крупой).
Логопед: Опустите ладони в бассейн, можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь сжимайте ладошки, перебирайте крупинки. Что вы чувствуете? (Крупинки острые, они сильно колют ладошки, пальчики.) Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Дети обнаруживают игрушку Лунтика.
Логопед: Вы узнали, кто это? (Это Лунтик из мультфильма.)
На стол выставляется резиновая игрушка Лунтик.
Слайд 2
Логопед: Вы знаете, откуда он к нам прибыл? (С Луны прилетел.)
Логопед: Какой звук первый в словах Лунтик и Луна? (Звук [Л].)
Логопед: Он прилетел послушать, как вы произносите звук [Л] и поиграть с вами в разные игры.
2. Артикуляционная гимнастика.
Слайд 3
Логопед: Давайте сначала сделаем зарядку для языка и научим этому Лунтика. Нам помогут картинки, посмотри на них и делай так же. («Улыбка», «Блинчик», «Чашечка», «Парус», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье»).
3. Анализ артикуляции звука. Характеристика звука. Произнесение изолированного звука [Л].
Логопед: Расскажите Лунтику, как нужно правильно произносить звук [л] .
Дети: При произношении звука [л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.
Логопед: Звук [л] согласный или гласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что во рту есть преграда.
Логопед: Звонкий или глухой?
Дети: Звонкий.
Логопед: Почему?
Дети: При произнесении звука [л] горлышко дрожит.
Логопед: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Логопед: Молодцы. Вы верно рассказали о звуке [Л]. Давайте произнесем звук Л-Л-Л-Л.
4. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком [Л] :
Слайд 4
Логопед: Однажды Лунтик с друзьями гуляли в лесу. Любовались цветами и пели веселые песенки. (Для отраженного проговаривания слогов используется пособие «Цветок» с прищепками).
ла-ла-ла ала-ала-ала
лу-лу-лу улу-улу-улу
лы-лы-лы ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло оло-оло-оло
Логопед: Затем друзья стали делать куличики вместе с Милой. (Для отраженного проговаривания слогов используются колючие мячики).
кла-кло-клу бла-бло-блу длу-дло-длы
лна-лно-лну мло-млу-млы
Логопед: Вдруг подул сильный ветер…. Давайте посмотрим, что же произошло (просмотр кадра мультфильма).
Слайд 5
Слайд 5
Логопед: А вот и карта, по которой Лунтик с друзьями отправились искать клад. Клад спрятан там, где крестик.
Логопед: Ребята, мы поможем им в поисках клада? Надо следовать по стрелочкам, указанным на карте.
5. Автоматизация звука [Л] в словах (отраженное проговаривание слов с делением на слоги). Игра - “Пройди через мостик”.
На полу разложены картинки. Ребенок наступает рядом с картинкой и правильно ее называет.
Логопед: Лунтику с друзьями надо пройти по мостику, через ручей. Шагать вы будете в том случае, если правильно и четко повторите слово за мной и разделите его на слоги хлопками:
Лошадь, лось, лавка, дятел, колокол, факел, юла, велосипед, балалайка, глаза, волк, белка, глобус, свекла.
Логопед: Молодцы, у вас внимательные ушки! Ребята мы отправляемся дальше на поиски клада.
Динамическая пауза.
По тропинке в лес пойдем (дети шагают)
Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек (перепрыгивают через «ручеек»)
Посмотрели мы налево (смотрят налево)
Посмотрели мы направо (смотрят направо)
Посмотрели вверх на солнышко (смотрят вверх, стоя на носочках)
Ах, какая красота! (удивляются, разводят руки в стороны).
6. Автоматизация звука [Л] в словах. Самостоятельное проговаривание слов и определение места звука[Л] в слове (с использованием магнитной игры «Морские обитатели»).
Слайд 7
Логопед: Ребята, Лунтик с друзьями добрались до пруда. Надо поймать всех обитателей пруда и назвать, что они прячут.
(Пособие с магнитными удочками «Морские обитатели». Картинки: желуди, лапти, пиала, фиалки, лашдыши, акула, метла, балалайка, голубь, глобус, флаг, лупа, скакалка, факел).
Дети «ловят» обитателей пруда и называют предмет, который изображен с обратной стороны.
Логопед: Посмотрите здесь три ведра. В первое ведро мы сложим предметы, в названии которых звук [Л] в начале слова. Во второе ведро мы сложим предметы, в названии которых звук [Л] в середине слова. А в третье ведро мы сложим предметы, в названии которых звук [Л] в конце слова.
Дети определяют место звука [Л] в слове и раскладывают предметы по ведрам.
7. Автоматизация звука [Л] в словах. Игра «Чего не стало» (формирование умения употреблять существительные в родительном падеже).
Логопед: Ребята, а теперь с предметами, которые разложили по ведрам, поиграем в игру «Чего не стало».
Логопед показывает, какой предмет достает из ведра и убирает, спрашивает: «Чего не стало в ведре?»
Дети: В ведре не стало акулы…и т. д.
Логопед: Молодцы ребята, отправляемся дальше на поиски клада.
Динамическая пауза.
Дети проходят по комнате, как будто перешагивают через кочки.
Слайд 8
8. Автоматизация звука [Л] в словах. Игра «Наоборот» (с мячом). Называние слов-антонимов.
Логопед: Ребята, карта привела на полянку с кустом, а здесь Вупсень и Пупсень. Они как всегда спорят. Давайте поможем им разрешить спор. Я произношу слово, а вы – называете слово наоборот.
Пары слов: добрый - злой, старый - молодой, пустой - полный, сытый - голодный, черный – белый, темный – светлый, горячий – холодный, грустная – веселая, сильный – слабый, тонкий – толстый.
Логопед: Молодцы ребята, отправляемся дальше на поиски клада.
Динамическая пауза.
Дети проходят по комнате, как будто перешагивают через кочки.
Слайд 9
9. Автоматизация звука [Л] в словах. Игра «Доскажи словечко» (называние слов действий).
Логопед: Ребята, карта привела нас к паутине Шнюка. На ней застрял листочек с поэмой, но она не дописана. Поможем пауку Шнюку дописать поэму? Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. В этом вам помогут картинки.
Слайд 10
- Колдунья на балу… (Что делает) колдует
- Плакса в комнате (Что делает) плачет
- Плот по воде плывет
- У Милы каблук сломался
- Малыш по полу ползает
- Клоун лукаво улыбается
- Болтунья на лавке болтает
- На балу колдует (Кто) колдунья
- В комнате плачет плакса
- По воде плывет плот
- У Милы сломался каблук
- По полу ползает малыш
- Лукаво улыбается клоун
- На лавке болтает болтунья
Логопед: Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием.
Динамическая пауза.
По тропинке в лес пойдем (дети шагают)
Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек (перепрыгивают через «ручеек»)
Посмотрели мы налево (смотрят налево)
Посмотрели мы направо (смотрят направо)
Посмотрели вверх на солнышко (смотрят вверх, стоя на носочках)
Ах, какая красота! (удивляются, разводят руки в стороны).
Слайд 11
10. Развитие фонематического слуха. Игра «Накорми Лунтика».
Логопед: Вот и Лунтик с друзьями добрались до подземного тоннеля Корней Корнеича. В тоннеле они нашли продукты. Лунтик и его друзья очень проголодались и решили немного отдохнуть. Давайте накормим их. Надо выбрать для Лунтика и друзей те продукты, в названии которых есть звук [л].
Слайд 12
Детям предлагается выбрать картинки (муляжи, в названии которых есть звук [л]. (яблоко, колбаса, лук, молоко, клубника, булка, салат, баклажан)
11. Автоматизация звука [Л] в предложении. Игра «Съел половинку».
Логопед: Друзья поели, но съели не целый продукт, а половинку. Расскажите, кто, что съел. Например: Лунтик съел не целое яблоко, а половинку яблока. Мила выпила не целую бутылку молока, а половину бутылки молока.
Логопед: Молодцы, ребята, до клада осталось совсем не много,
на карте показана комната Милы. Отправляемся дальше на поиски клада.
Динамическая пауза.
Дети проходят по комнате, как будто перешагивают через кочки.
12. Автоматизация звука [Л] в предложении. Игра «Растеряша».
Слайд 13
Логопед: Вот мы в комнате Милы. Ребята, у Милы потерялись вещи. Давайте поможем их найти. Расскажите, где лежат вещи, и откуда их надо взять. Например: лопатка за куклой, нужно взять лопатку из-за куклы.
Логопед: Молодцы, ребята. Посмотрите, клад обозначен крестиком. Он совсем рядом, в лукошке. Давайте поищем, где же он?
Дети находят в комнате лукошко, а в нем «Волшебный мешочек».
13. Автоматизация звука [Л] в речи. Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану «Любимые лакомства Лунтика».
Логопед: Ребята, вот и клад! Что же там? (Яблоко и клубничка)
Логопед: Яблоко и клубничка любимые лакомства Лунтика.
Логопед: Послушайте, как Лунтик рассказывает о клубничке (выставляется картинно-графический план для составления описательного рассказа).
Логопед: Это клубника. Это ягода. Клубника алого цвета. Клубника треугольной формы. Клубника спелая, сладкая, сочная. Клубника растет на кустике, в саду. Клубника мягкая. Из клубники можно приготовить клубничный сок, клубничную шарлотку, сварить клубничное варенье. Лунтик любит клубнику.
Логопед: Ребята, расскажите о яблоке.
Дети: Это яблоко. Это фрукт. Яблоко желтого цвета. Яблоко круглой формы. Яблоко спелое, сладкое, вкусное. Яблоко растет на яблоне, в саду. Из яблока можно приготовить яблочный сок, яблочную шарлотку, яблочное варенье. Лунтик любит яблоко.
14. Итог занятия:
Логопед: Вот и помогли мы Лунтику найти клад. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое испытание вам понравилось больше? Вы хорошо занималась, молодцы. Лунтик приготовил вам сюрприз.
Литература.
Баскакина И. В. Логопедические игры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Л / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М. : Айрис-пресс, 2007. — 32 с: ил. — ( Внимание: дети).