Наталия Приданцева
Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [л]. Автоматизация звука [л’] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие
Цель: постановка звука Л, автоматизация звука ЛЬ в словах.
Образовательные области:
Речевое развитие: расширение и активизация словаря по теме : «Собираем урожай», развитие слухового, зрительного внимания.
Физическое развитие: развитие общей, мелкой и речевой моторики,
Социально-коммуникативное развитие: формирование умения у ребёнка работать по инструкции логопеда.
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Постановка звука [л], Автоматизация звука [л’] в словах“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Оборудование: зеркало, предметные картинки с изображением членов семьи, цветные карандаши, тетрадь, мозаика, таблица «Лисички», магнитофон, схема для составления рассказа по теме «Семья»
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Л: назови членов своей семьи.
Р: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра.
II. Элементы массажа мышц языка руками (по Е. В. Новиковой)
III Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звука Л
1. «Лягушка – хоботок»
2. «Лопаточка»
3. «Накажем непослушный язычок»
(с произнесением «пя-пя-пя»).
4. «Вкусное варенье»
5. «Качели»
6. «Пароход»
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
Паровоз без колес! Не с ума ли он сошел
Вот так чудо паровоз! Прямо по морю пошел.
7. «Индюк»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Индюку Честно скажет:
И лучший друг Ты - индюк!
8. «Маляр»
IV Постановка звука «Л».
Отработка звука Л в прямых слогах :
ЛА ЛЫ ЛО ЛУ
V Подвижная игра «Лягушата».
Ребёнок легко прыгает под звучание польки. Логопед резко обрывает музыку. Ребёнок должен тут же остановиться.
Л: попрыгал лягушонок вволю и стал себе массаж делать. (Массаж Лягушата» -разработка М. Ю Картушиной).
Вот лягушка учит крошек,
(движения указательным пальчиком)
Как ловить жуков и мошек.
(хватательные движения кистью).
Да самим чтоб не попасть
На охоте в чью – то пасть
(имитация пасти).
Лягушата дружно встали,
Свои лапки показали.
(Протягивать согнутые в локтях руки вперёд,
пальцы широко раздвинуты).
Спинки прогибаются
(Слегка прогибаются назад).
Лягушки улыбаются.
Лапками похлопали,
(хлопки в ладоши).
Ладошками пошлёпали
Шлёп по грудке, по руке,
По бокам и по спине.
(Шлёпать ладошками в соответствии со словами текста)
V Автоматизация звука ЛЬ :
1) Произнесение изолированного звука [Ль].
2) Повторение слогов и чистоговорок :
а) ЛИ ЛЕ ЛЯ ЛЁ ЛЮ
б) ли-ли-ли – суп посоли
ле-ле-ле - ваза на столе
ля-ля-ля – хлебные поля
лю-лю-лю – липу я пилю
3) Закрепление звука ЛЬ в словах (самостоятельное называние слов по предметным картинкам).
Лиза, лист, лифт, липа, ливень, лиса, лицо, лимон, лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, лечить, лепёшка, Люба, люди, лютик, лёд, лён, Лёва, Лёша, лёгкий, лётчик,.
VI Упражнение на концентрацию внимания.
А) Рассмотри и сосчитай лис.
-Найди такую же лису.
Б) Выкладывание из мозаики узора по образцу.
VII Игра «Буратино» (игра для снятия утомления глаз). Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
Л: давай ты побудешь Буратино (одеть нос Буратино на ребёнка). Буратино своим длинным любопытным носом рисует:
-СОЛНЫШКО (мягкие движения носом по кругу);
-ПАДАЮТ ЛИСТИКИ (повороты головы вправо – влево)
-ЁЛОЧКА (наклоны головой вперёд – назад; носом «рисуем» ёлочку)
VIII Закрепление темы фронтального занятия «Собираем урожай»
Ребёнок получает картинку с изображением половинки фрукта. Его задача – найти вторую половинку и собрать целый фрукт.
Уборка урожая
Имитация действий: ставим лестницу, срываем яблоки, складываем их в ящики, грузим ящики в машину и везём в магазин.
Пальчиковая гимнастика Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежат.
Эта долька – для ужат.
Эта долька – для утят.
Эта долька =- для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура
IX Итог занятия. Оценка работы ребёнка на занятии.