Елена Голдеева
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по звукопроизношению в старшей группе «Автоматизация звука [л]»
▼ Скачать +Заказ
Цель:
1. Упражнение в чётком произношении звука [л] в слогах, словах и фразовой речи.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, составление слов.
4. Закрепление умения подбирать видовые понятия к родовым.
5. Усвоение приставочных глаголов.
6. Снятие психологической инертности.
7. Воспитание внимания к своей речи.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающей деятельности по звукопроизношению в старшей группе „Автоматизация звука [л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: панно с изображением Голубого замка, предметные картинки с изображением птиц, зверей; схемы слов, конверт с письмом от Голубой Феи, мелодии: «Журчание ручья», «Вдоль по улице метелица метёт», к телепередаче «В мире животных», указка.
Ход КРД.
I. Орг. момент.
- Какое сейчас время года?
- Ветерок весенний
Крутит, вертит.
В комнату влетел конвертик.
Белый, с маркой
Яркой – яркой.
Поля, в конвертик загляни,
Что там – расскажи.
- Здесь письмо.
- Что же там написано? Читаю:
«Дорогие ребята! Приглашаю вас в Голубую сказочную страну, где живёт звук [л]. Правительница этой страны – Голубая Фея».
II. Постановка цели КРД.
- Сегодня побываем в сказочной Голубой стране, где живёт Голубая Фея, и повторим звук [л].
III. Уточнение правильной артикуляции и знаний о звуке [л].
1. – Вспомните, какие упражнения с языком помогли научиться произносить звук [л]. Проведём ритмическую гимнастику для языка.
Дети под музыку «Вдоль по улице метелица метёт» выполняют упражнения: «Качели», «Валик», «Лошадка».
2. – Где находится кончик языка, когда произносим звук [л]? (Показ логопедом наглядной опорной схемы).
- Какой это звук? Расскажите.
IV. Закрепление правильного произношения звука [л] :
1. В слогах.
- Прежде чем отправиться в «путешествие», проверю, как произносите звук [л] (Катя, Святик, Егор,).
- Теперь проверю, какие вы внимательные. Для вас игра «Лишний слог».
Ла – ла – ла – ля
Ло – ло – ло – лё
Лы – лы – лы – ли
Лу – лу – лу – лю
- Повторите все «лишние» слоги (Ля – лё – ли – лю)
2. В словах.
а) – Путешествие наше будет далёким. На чём можно добраться? Средство передвижения нужно выбрать такое, чтобы в его названии слышался звук [л]. (Можно добраться на лодке).
- Что нужно взять с собой, чтобы управлять лодкой? (Надо взять вёсла).
- Правильно. Вот лодка и вёсла.
б) – Во время «путешествия» нам могут понадобиться инструменты, в названии которых есть звук [л]. Что же возьмём с собой? (Лопату, пилу, лом, молоток, иголку,)
в) – Какие продукты питания возьмём с собой в дорогу? Все слова должны быть со звуком [л]. (Булку, молоко, колбасу, масло, шоколад,)
г) – Какие игрушки вы хотите взять с собой? (Куклу, юлу, лошадку,)
д) – Мы готовы отправиться в «путешествие». Закройте глаза, представьте, что вы сели в лодку.
(Звучит музыкальный отрывок с журчанием ручья. В это время открывается панно с изображением Голубой страны).
- Откройте глаза. Вот и Голубая страна! Правит этой страной Голубая Фея. Что вы видите в Голубой стране со звуком [л]? (Солнышко, ёлку, облака, колокольчики, ландыши, дупло,)
е) – В сказочном лесу живут звери и птицы со звуком [л]. Какие это звери? (Белка, волк, лось, слон,)
- А какие птицы живут в сказочном лесу? (Ласточка, иволга, соловей, дятел, голубь,)
3. Закрепление звука [л] в предложениях.
- В Голубой стране небо какое?
- Облака какие?
- Представьте, какие у Голубой Феи глаза?
- Какое платье носит Голубая Фея?
- В какой беседке отдыхает Голубая Фея?
- Какими цветами любуется Голубая Фея?
- Молодцы! Вы очень хорошо рассказали о Голубой Фее.
Физкультминутка с использованием логоритмических упражнений и музыки.
- Голубая Фея приглашает в Голубой бассейн. (Имитация плавательных движений под музыку к телепередаче «В мире животых).
4. Усвоение приставочных глаголов.
- Что вы делали в бассейне?
- Что ты делал, Артём?
- Что ты делала, Ксюша?
- Это Володя. (Показ картинки)
Расскажем, что делал Володя.
- Володя в воду вошёл и …поплыл, от берега Володя… отплыл, он далеко … заплыл, до другого берега … доплыл, потом обратно … поплыл, и весь бассейн … переплыл.
- Какие слова, похожие на слово «плыл», вы запомнили? (Поплыл, отплыл, заплыл, доплыл, поплыл, переплыл).
V. Звуко – слоговой анализ слов и синтез.
- В Голубой стране есть школа, в которой учатся малыши. Они тоже изучают звук [л].
1. Показ карточек.
- Здесь спрятаны слова, в которых звук [л] слышится в середине. Угадайте, какие слова придумала для вас Голубая Фея и её ученики.
2. Показ первой карточки – схемы.
1 – ый прямоугольник – синий
2-ой – красный
3-ий – синий
4-ый – синий
- Здесь зашифровано название дикого животного. Кто это? (Ответы детей)
(Схема убирается)
- Внимание, правильный ответ. (Показ картинки «волк»).
- Назовите по порядку все звуки в слове «волк».
- Дети, Фея утверждает, что в слове «волк» 2 слога, а вы как считаете?
- Почему 1 слог?
3. Показ следующей карточки.
1-ый прямоугольник – синий
2-ой – красный
3-ий – синий
4-ый – синий
5-ый – красный
- На этой карточке – схеме зашифровано название птицы. Угадайте слово. (Ответы детей)
- Внимание! Правильный ответ. (Показ картинки «галка»)
- Как вы догадались, что это слово «галка»? (В слове «галка» 5 звуков, 2 слога, в 1-м слоге – 3 звука, во 2-м – 2).
VI. Подведение итогов КРД.
1. – Расскажите, чему учились в Голубой стране?
– Что вам понравилось в Голубой стране?
2. – В Голубой стране вы много работали. А главное – правильно произносили звук [л].
3. Релаксация.
- Теперь глаза закройте. Представьте, что вы сели в лодку. (Звучит музыкальный отрывок с журчанием ручья. Закрыть панно).
- Откройте глаза. Вот мы и вернулись в свою группу. Наше «путешествие» окончено. До свидания.