Наталья Щербинина
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [л] в слогах»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Звездочка»
г. Балашова Саратовской области»
Конспект индивидуального логопедического занятия
в старшей группе «Зайка»
Тема: Автоматизация звука [л] в слогах
Составила:
Учитель-логопед Щербинина Н. И.
2015-2016 учебный год.
Цель- закреплять правильное произношение звука «Л» в слогах.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Автоматизация звука [л] в слогах“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].
2. Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.
3. Учить определять наличие и место звука [л] в словах.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление,
воображение, мелкую моторику, речевое дыхание, ритм, силу голоса.
2. Продолжать формировать навыки звукового анализа.
3. Закрепить словарь по теме «Весна».
4. Формировать пространственно-временные понятия.
Коррекционно-воспитательные:
1. воспитание любви, бережного отношения к природе ;
2. воспитание заботливости к окружающим.
3. Формировать положительную установку на занятие.
Методы и приё мы:
- упражнение;
- игровое упражнение;
- дидактическая игра;
- художественное слово;
- словесное пояснение;
- игра малой подвижности
Оборудование: зеркало, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, карточки, предметные картинки, счетные палочки, мелкие игрушки, картинка «Веселый паровозик из Ромашково», магнитофон, аудиозапись, кукла, магнитная доска, магниты, поднос с водой, бумажные парусники.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед читает стихи, располагая на магнитной доске картинки: травка, солнышко, ласточка.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
А. Плещеев
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Назови приметы весны.
- В какие игры дети любят играть весной?
II. Развитие речевого дыхания, мелкой моторики.
-Упражнение «Лодочка» (формирование длительной направленной
воздушной струи).
-Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Птички» (развитие мелкой моторики).
- Птицы отличные певцы, а мы знаем звуки, которые можно петь.
Упражнение «Ноты»
И напевны и нежны,
Летят как птицы в синеву:
-А. О, Ы, У-у-у!
III. Постановка цели.
- Ласточка прилетела к нам не случайно, она принесла нам звук [л].
- В слове ласточка первый звук [л].
- Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [л].
.
IV. Артикуляционная гимнастика.
Ребёнок и логопед садятся перед зеркалом. Проводится артикуляционная гимнастика с использованием картинок.
1. «Заборчик» - улыбнуться, показать зубки.
2. «Лопатка» - широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
3. «Иголочка» - острым напряженным языком коснуться верхней губы, верхних зубов, альвеол.
4. «Орешек» - кончиком языка с силой упираться то в левую, то в правую щёку.
5. «Часики» - улыбнуться, открыть рот, узкий кончик языка переводить из стороны в стороны в уголки рта.
6. «Змейка» - просовывать между зубов напряженный острый язык.
7. 7. «Индюк» - широким языком шлепать по верхней губе бл-бл., сначала медленно, затем быстро.
8. «Маляр» - кончиком языка водить по нёбу.
9. «Лошадка» - приоткрыть рот, поцокать языком.
10. «Паровоз» - высовывать острый напряженный язык, произнося «у-у-у»
11. «Поймай мышку» - улыбнуться, приоткрыть рот, произнести «а-а-а», прикусить широкий кончик языка.
12. «Пароход» - открыть рот, улыбнуться, с напряжением произнести
«ы-ы-ы», стучать по альвеолам кончиком языка.
V. Артикуляционная и акустическая характеристика звука [л]
- рот открыт, губы улыбаются, узкий кончик языка упирается в бугорочки (альвеолы) за верхними зубами.
Голос звучит (проверяется тактильно)
- Л- согласный. Воздух встречает преграду – зубы.
- Л- звонкий звук. Голос звучит.
Узкий кончик языка
Вверх в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
- Л- согласный, непевучий,
Плавный, ласковый и звучный.
- Согласный звук Л обозначается синим кружочком.
VI. Развитие фонематического слуха
Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [л]»
- а, у, л, м. ла. ба, лак, мак, лук.
Упражнение «Найди звук, поставь кнопочку»
(Картинки - белка, лось, дятел. Ребёнок определяет позицию звука л и ставит синий магнит в нужное «окошечко»)
VII. Автоматизация звука [л] .
1. Упражнение «Кнопочки» - ребенок произносит коротко звук [л], нажимая пальчиком на «кнопочки» столько раз, сколько нарисовано предметов.
2. Игра «Самолет» - ребенок передвигает игрушку к игровому полю, длительно произнося [л], затем «взлетает» и «летает» по комнате (вверх - [л] тихо, вниз - громко).
3. Упражнение «Цветочная поляна» - ребенок передвигает бабочку от цветка к цветку на игровом поле, произнося слоги.
4. Игра «Строим железную дорогу» - ребенок выкладывает «дорогу» из счетных палочек, сопровождая многократным проговариванием прямых слогов.
5. Игра «Веселый поезд» - воспроизведение ритмического рисунка: ла-ла;ла-ла;
ла-ла-ла; ла, ла –ла;ла-ла, ла.
6. Игра «Песенка друзей» - пропевание мелодии «Песенка друзей», заменяя слова слогами ла, ло, лу, лы в соответствии с звуковыми символами.
VIII. Подарок друзей. Звуковой анализ и чтение по символам.
- Какая красивая кукла! Как её зовут? Давай прочитаем - (ребенок читает Лиза
по звуковым символам)
Рефлексия.
- Что вам понравилось и больше всего запомнилось?
- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
- Что делает наш язычок, когда мы произносим [л]?
- Какой этот звук?
- Как хорошо уметь правильно произносить звук [л], можно петь разные веселые песенки!