Исакова Снежана
План-конспект занятия по теме: Осенние посиделки («Чомὄр») для детей старшей группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Чомр
Сценарий развлечения "Коми посиделки" для детей 5-6лет
Составили: Воспитатель по обучению коми языку Исакова С. Н.
Музыкальный руководитель Жукова Г. В.
Задачи:
- Приобщать детей к национальной культуре через знакомство с традициями коми народа.
- Воспитывать любовь к родному краю через устное и музыкальное творчество.
-Формировать умения и навыки во всех видах музыкальной деятельности.
Предварительная работа:
1. Знакомство детей с праздником «Чомр».
2. Посещение мини-музея на базе МБДОУ.
Публикация «План-конспект занятия по теме: Осенние посиделки („Чомὄр“) для детей старшей группы,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Посиделки
- Старшая группа
- Темочки
3. Разучивание песен: «Вечереет и луна взошла», «Пч сьыл, норал»
4. Разучивание Коми хороводного танца.
5. Знакомство и разучивание игры-потешки «Паш, пи, чеччи…», игры «Плетень».
6. Заучивание загадок на коми языке.
7. Прослушивание в записи песни «Овв», к. н. п.
8. Разучивание частушек.
Ход посиделок:
Звучит музыка, в избу входит хозяюшка в сарафане, садится прясть. Слышится стук в двери, входят дети старшей группы.
Хозяйка:
Видза оланныд, здравствуйте, гости дорогие!
Я - хозяюшка в дому, что оладушек в меду!
Сама подаю, прибираю, и за гостей отвечаю! Проходите, гости дорогие!
Хозяйка ставит на стол самовар, накрывает на стол. Дети садятся на скамеечки, берутся за работу: девочки нанизывают бусы, мальчики плетут пояски.
Хозяйка: В давние-давние времена у наших бабушек был такой обычай: проводить вечера на посиделках. Урожай давно собран, закрома полны, можно и повеселиться. У Коми людей такой праздник называется «Чомр». Пришло время вечер коротать, да про потеху не забывать. Но сначала нужно песню спеть, да не простую, а задушевную.
Дети и ведущая поют песню «Вечереет и луна взошла»
Хозяйка:Что-то вы засиделись за работой, а ведь каждая работа веселье любит. Вы, девчата, выходите, свой задор покажите! А вы, ребята, молодцы, разве вы не удальцы? И вы выходите, свою удаль покажите.
Мальчик:
Мы в любимом крае нашем
Вместе и поем, и пляшем!
Дети выходят, исполняют частушки.
Мальчик:
Мы веселые ребята
Любим песни распевать,
Нас послушайте, девчата,
Можете нам подыграть.
Девочка:
1я.
Ой, ребята, вы ребята
Почему ж не подыграть?
Запасы на зиму готовы,
Можно песню запевать
2я.
Мы капусту засолили,
Можем весело плясать.
Нам теперь совсем не страшно
Зиму перезимовать.
Мальчик:
2й. Что капусту засолили
Это очень хорошо!
Очень любим вкусные
Пирожки капустные!
Девочка 3я.
Мы варенье наварили,
Пьем душистый сладкий чай.
В день рожденья и на праздник
Чашку больше подставляй!
Мальчик:
Любим спортом заниматься
Нам плясать и петь не лень,
В космос можем отправляться
И летать там целый день!
Хозяйка:
Витамины всем полезны,
Защитят от всех болезней
И морковка хороша,
Веселись и пой душа!
Вместе:
Мы частушки вам пропели
Хлопать вы старайтесь,
Чтобы было настроенье
Шире улыбайтесь!
Хозяйка:
Возьму пряжу напряду,
К речке - Вычегде пойду,
На сосне-сосенушке
Совью гнездо воронушке.
Мальчик:
Ну, потеха, так потеха,
Нам никак нельзя без смеха.
Хозяйка: Предлагаю вам в игру поиграть.
Ребенок: В игру «Плетень» любим мы играть весь день!
Дети играют в игру «Плетень».
Слышится коми песня в исполнении Коми девушки и детей подготовительной группы.
Хозяйка: Кто же там гуляет, песни распевает?
Заходят гости; Исполняются 2 куплета песни «Вотысьй». (Диалог хозяйки и гостей).
Настук: Видза олан, кзяйка, видза оланныд, оз тусьяс!
Хозяйка: Видза оланныд! Прйдитй, пуксьй.
Настук: Но, кзяйка, висьтав, кутшм н урожайыд таво тэнад? Бура дасьтысин тв кежл (Ну, рассказывай, хозяйка, каков сей урожай? Хорошо подготовилась к зиме)
Хозяйка: Ок, бура, (да, хорошо). И морковь, и капуста, и картофель. Все уродилось на славу! Вот мы с ребятами и частушки уже пропели про наши заготовки.
Настук: Ми тштш ж тдам коми частушкаяс. Вай сьылыштам!
Гости исполняют частушки на коми языке.
1 гость: Морков, картупель да свекл
Быдмис миян град йрын.
Онi пызан вылын куйл
Сёйны ксъям пань тырн.
2 гость: Локтiс гститны бур другй,
Локтiс, эз и опоздайт.
Вайис меным падъян тырыс
Чскыд свежй урожай.
3 гость: Он к ксйы ёна висьны,
Градвыв пуктас сейышт вай!
Витаминъяс сэнi уна,
Сьылыштан, кыдз колипкай!
Вместе: Градвыв пуктас йылысь сьылiм
Частушкаяс сьлмсянь.
Кажитчис к миян сьылм
Клопайтыштй кияснад.
Стук в дверь, заходит соседка хозяйки с маленьким ребенком (куклой) на руках.
Соседка: Хозяюшка, не присмотрите ли за моим Ванюшкой, очень надо мне отлучиться ненадолго.
Хозяйка: Почему бы и нет, оставляй своего сыночка, да не переживай, все будет хорошо.
Берет куклу на руки, качает, затем кладет ее в люльку.
Коми гостья предлагает детям спеть колыбельную на Коми языке «Пч сьыл, норал». Дети старшей группы поют. Один из гостей ложится спать на печку.
Настук: Мыйк миян Паша воддчис ж, гашк висьмис? Что-то наш Паша улегся, может заболел?
Проводится сценка «Паш, пи, чеччи…»
Хозяйка: Пока Ванечка спит, веселье ненадолго остановим. Чем будем заниматься?
Гости предлагают разгадывать загадки на Коми языке. Появляется соседка, благодарит хозяйку, забирает «ребенка», уходит.
Настук: Позь водз гаждчыны! Можно дальше веселиться! А не поиграть ли нам в игру? Вай ворсыштамй!
Все играют в коми игру «Сильяслн кытш» .
Хозяйка: Приглашаем вас сейчас на весёлый перепляс!
Дети и взрослые исполняют хороводный Коми танец. Гостья хвалит детей.
Настук: Ох, и любо мне, когда в избе песни поют да музыку ведут!
Хозяйка: Играми и песнями сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощеньем знатным. А в моей печи уже давно шанежки испеклись!
Я приглашаю вас на чай.
«С чая лиха не бывает»-
Так в народе говорят.
Чай - здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд!
Хозяйка и Настук вместе:
Ешьте-пейте на здоровье!
Сейй-юй бур выл!
Звучит в записи песня «Шанежки» Я. Перепелицы, дети идут пить чай с шаньгами.