Филиппович Наталья
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
с художественной литературой.
(Из опыта совместной работы воспитателей и учителя-дефектолога в подготовительной группе для детей с ЗПР)
Авторы: Е. В. Скуратова, Н. В. Филиппович
Приобщение детей к художественной литературе является одной из актуальных проблем современного образования, а детей с ОВЗ – особенно. Этому способствует ряд причин:
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- чтение художественной литературы практикуется редко;
- исчезает традиция семейного чтения;
- особенности психического и речевого развития у детей с ОВЗ затрудняют восприятие текста на слух и понимание прочитанного.
Исходя из вышеизложенного, мы решили активно использовать в своей работе с детьми подготовительного к школе возраста это направление и рассматривать детскую книгу как средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания детей.
Целью ознакомления детей с художественной литературой является всестороннее развитие психических процессов ребёнка, коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование интереса к литературе.
Содержание по ознакомлению с художественной литературой ставились в соответствии с планом коррекционно-образовательной работы на учебный год.
Работа проводилась еженедельно с опорой на перспективное планирование, согласно календарно-тематическому плану учителя-дефектолога в соответствии с лексической темой. Темой самообразования на учебный год педагогами группы было выбрано: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка». Исходя из этого, были выделены следующие задачи:
1. Воспитание интереса к художественной литературе, развитие способности к целостному восприятию произведений разных жанров.
2. Формирование первоначальных представлений об особенностях художественной литературы, её жанрах (прозе, поэзии).
3. Воспитание литературно-художественного вкуса, формирование навыка понимания произведения.
4. Развитие умения анализировать поступки героев, давать им оценку, выделять положительные и отрицательные качества.
5. Знакомство с детскими писателями и поэтами.
6. Развитие памяти, слухового восприятия, внимания и мыслительных операций.
Основные методы, используемые для знакомства детей с художественной литературой :
1. Чтение педагогом литературного произведения.
2. Беседа о прочитанном, ответы на вопросы.
3. Инсценировка сюжетов, театрализация.
4. Передача впечатлений от прочитанного с использованием элементов художественного творчества
5. Разучивание стихотворений наизусть, пересказ с опорой на мнемотаблицы.
Для успешного осуществления работы по ознакомлению с художественной литературой в группе создана предметно-развивающая среда, которая соответствует ФГОС. Проводилось активное взаимодействие с библиотечным центром «Интеллект» г. Санкт-Петербурга, а в группе оборудован «Уголок читателя», где находятся книги и портреты детских писателей, рисунки детей по мотивам прочитанного, созданы условия для комфортного ознакомления с литературными произведениями. Дети знают, что в библиотеке есть читальный зал, а в группе - читальный уголок.
Для максимальной результативности вся работа проводилась системно, в тесной взаимосвязи с изучением запланированных лексических тем, привлечением родителей и отражением впечатлений от прочитанного в художественном творчестве.
Например, во время работы над лексической темой «Дикие животные», в читательском уголке вывешивался портрет детского писателя В. В. Бианки, рисунки с изображением диких животных, книги с его произведениями о животных. Родителям рекомендовалось посещение Зоопарка, просмотр мультипликационных фильмов по мотивам произведений Бианки: «Высокая горка», «Оранжевое горлышко», «Мышонок Пик», «Муравьишка-хвастунишка».
В рамках одного учебного года в подготовительной группе дети ознакомились со следующими авторами и их произведениями:
1. К. И. Чуковский:
«Цыплёнок», «Айболит», «Путаница», «Тараканище», «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Бармалей».
Лексические темы: «Домашние птицы», «Профессии», «Насекомые», «Посуда», «Человек и гигиена»
2. С. Я Маршак:
«Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Усатый –полосатый», «Курочка Ряба и десять утят», «Пудель», «Кошкин дом», «Человек рассеянный»
Лексические темы: «Животные», «Домашние птицы», «Одежда»
3. С. В. Михалков:
«Три поросёнка», «Дядя Стёпа», «Мой щенок», «Котята», «Сашина каша», «Про мимозу»
Лексические темы: «Животные», «Профессии»
4. А. Л. Барто:
«Девочка чумазая», «Машенька», «Вовка – добрая душа», «Жадный Егор», «Зарядка», «Вот так защитник», «Буква Р»
Лексические темы: «Человек и гигиена»
5. В. Г. Сутеев:
«Яблоко», «Кто сказал МЯУ?», «Под грибом», «Дядя Миша», «Ёлка», «Палочка-выручалочка», «Что это за птица?», «Мешок яблок»
Лексические темы: «Животные», «Фрукты», «Грибы»
6. В. А. Осеева:
«Печенье», «На катке», «Сторож», «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка», «Строитель», «Проделки белки», «Мечтатель»
Лексические темы: «Профессии», «Домашние птицы», «Зима»
7. Н. Н. Носов:
«Живая шляпа», «Затейники», «На горке», «Огурцы», «Незнайка», «Ступеньки», «Заплатка»
Лексические темы: «Одежда», «Животные», «Овощи», «Зима»
8. В. В. Бианки:
«Мышонок Пик», «Сова», «Теремок», «Хитрый лис и умная уточка», Путешествие муравьишки», «Хвосты», «Кто чем поёт»
Лексические темы: «Животные», «Птицы», «Насекомые»
9. В. П. Катаев:
«Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Весенний звон», «Ножи», «Пень», «Барабан», «Голубок»
Лексические темы: «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Весна»
При ознакомлении детей с новым автором и его произведениями проводилась предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций; беседы с объяснением значения слов, не знакомых для детей, без понимания которых становится непонятным смысл текста, мотивы поступков персонажей.
Знакомство с творчеством детских писателей и их произведениями проводилось не только во время организованной образовательной деятельности, но и во время совместной деятельности.
Также в работе по ознакомлению с художественной литературой использовался метод «творческое рассказывание». Ребята сначала под руководством педагогов, а затем и самостоятельно, придумывают продолжение и завершение рассказа. Например, работая над темой «Продукты питания», знакомили детей с произведением Н. Носова «Леденец». Прочитав этот рассказ, предложили придумать другую концовку рассказа. Варианты были разные, но больше понравился финал рассказа, где Мишка сознается маме в том, что это он разбил сахарницу и съел леденец. После этого он извинился перед мамой и помог помыть пол на кухне.
Большое внимание уделяется заучиванию стихотворений. Лучшему и быстрому запоминанию способствуют мнемотаблицы, которые мы используем как в образовательной деятельности, так и в совместной. Также дети легко запоминают стихотворения в игровых приемах: чтение по ролям; стихотворения, написанные в диалогической форме; используется прием частичного воспроизведения текста., педагог начинает текст, а дети продолжают.
Выразительность чтения зависит от правильного речевого дыхания и звукопроизношения, поэтому в большое значение уделено взаимодействию с учителем-логопедом.
Чтение художественных произведений считаем целесообразным совмещать с рассматриванием репродукций картин известных художников. Например, при чтении стихотворений о временах года (Тютчев, Есенин, Пушкин, рассматривали репродукции картин (Левитана, Шишкина и пр).
Свои впечатления от знакомства с творчеством писателей и поэтов ребята имеют возможность отразить в художественно-продуктивной деятельности : рисунках; поделках, аппликациях, выполненных по мотивам прочитанных произведений.
С детьми проводятся дидактические игры: «Из какой сказки герой», «Назови автора», «Четвертый лишний». Сюжетно - ролевые игры: «Театр», «Библиотека», проводятся литературные викторины «Поле чудес», театрализованные постановки. Следующая форма работы: изготовление детьми самодельных книг – энциклопедий по пройденным лексическим темам, а также книг с детскими рисунками по мотивам прочитанных произведений. Такие книжки – особенно ценные экземпляры нашего читательского уголка.
В информационном уголке для родителей периодически публикуются консультации по теме «Роль художественной литературы в развитии ребёнка», а также регулярно даются рекомендации по закреплению материала дома – чтение художественных произведений, посещение детских театров, просмотр детских художественных фильмов и мультипликации. Особенный акцент делается на постановки, ставшие классикой отечественного кинематографа и мультипликации.
Для пополнения читательского уголка в группе была проведена акция «Книга в подарок», в которой родители воспитанников приняли участие - приносили новые или домашние книги, помогали «чинить» старые книжки.
Итогом проведё нной нами работы можем считать следующие результаты:
- в группе создан «Читательский уголок», постепенно пополняется книжный фонд.
- формируется выраженный интерес детей к чтению художественной литературы
- дети начинают ориентироваться в мире детских писателей и их творчестве.
- работа по ознакомлению с художественной литературой проводится в тесном взаимодействии с родителями.
- дети участвуют в мероприятиях: «Конкурс чтецов», «Литературная викторина».
- выполняется намеченный план по самообразованию.
В заключение хотим отметить, что положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте, имеет шанс стать залогом успешного обучения ребёнка в школе, а сама книга может стать добрым попутчиком и помощником ребёнка на протяжении всей его жизни.