Альбина Ибраева
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса, луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже весенние лужицы – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Например экскурсия в парк – наблюдение за белкой. Дети с большим терпением ждали появление белки, и с большим любопытством наблюдали за ней потому что она была не на картинке а, здесь рядом.
Прогулки также широко использую для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используюсь разнообразными игровыми упражнения «Найди по описанию», «Чьи следы», «С какого дерева листок», «Вершки - корешки», «Загадки о животных». Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Так, например Опыты с водой, воздухом, выращивание кристаллов, дышащий вулкан и много других
Знакомлю детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. К празднику мам дети сажали комнатные растения, ухаживали, поливали. Дети понимают, как это трудно вырасти маленький цветочек. А как значить долго и трудно вырасти дерево. Воспитывается ответственность, любовь и бережное отношение к природе, ее значение в жизни человека.
Часто в НОД я использую художественную литературу, сибирских писателей, журналы сибирячок, т. к. в них более широко описывается природа родного края, она глубоко воздействует на чувства детей. В группе очень большая подборка литературы писателей прангария. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А спасёт кто, помогут ему?», «А мишка не заблудится?», «Куда еще отправится Сибирячок?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Осенний листопад», «Красота Байкала», «Зимняя сказка природы». Или такие конкурсы: «Лучшая поделка из природного материала», «Осенняя фантазия» и т. д. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, в изготовление поделок. Осенью проводим ярмарки, где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
Одна из форм экологического воспитания это КВН «Мы – защитники природы» где родители принимали активное участие. Важно не только воспроизведение стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Так же веду работу по ознакомлению с озером Байкал
- о месте нахождения озера на карте; особенностях байкальской воды, о разнообразии растительного, животного мира. О некоторых рыб Байкала: омуль, хариус, сиг, бычки (широколобка, желтокрылка, живородящая голомянка, дети отмечают существенное отличие голомянки от других рыб.
Знакомство Чудом Байкала- нерпа. Место обитания нерпы в озере, питание, опасности. Рост и развитие бельков. Охрана нерпы. Знакомство проходит через
-Показ иллюстраций,
-просмотр видеофильма
- (планы на будущее)
-Выставка детского творчества на тему «Нерпа-чудо Байкала»
-Изготовление макетов совместно родителей и детей.
Так же использую форму работы, как мастер классы, проводимые детьми. Дети сами выбирают тему и совместно с родителями дети готовят материал, презентации
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Изготовление экологических плакатов. Только опираясь на семью, для детей родители это эталон подражания,только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека экологически грамотного.
ИТОГ- формирование начал экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Итогом все работы — это восхищенные слова детей : "Я увидел деревья в снегу они как будто на бал собрались, снежные такие!" "Сегодня стрекозу видела, она такая смешная, все время мне, что то жужжала на ухо!"
"Мы ездили отдыхать, и папа меня услышал, собрали весь мусор не бросили у речки.
И это здорово!"
Ссылка на презентацию:https://yadi.sk/i/cnxiidFA3RWWH9