Инна
Проект «Народная игрушка. Куклы-обереги» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ "Детский сад № 10 «Сказка»
Город – курорт Железноводск.
Педагогический проект по приобщению детей
к истокам русской народной культуры
«Народная игрушка»
(куклы – обереги)
Проблематика проекта:
Интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма. Разнообразие народной куклы вдохновили нас на создание проекта «Русская тряпичная кукла». Ведь кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает доброту, любовь и сострадание, учит нас понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Изготавливая ее, дети узнавали историю своего народа, ведь давно утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом и позднее превратившись в детскую игрушку.
Традиционная тряпичная кукла несет память культуры – это игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны в практической работе с детьми. Знакомство с традиционными русскими куклами позволила нам и детям, познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составили оригинальную коллекцию в нашей группе.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России.
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группе компенсирующей направленности, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.
Задачи:
Обучающие:
• знакомить детей дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
• способствовать формированию у детей общих представлений о традиционных и обрядовых праздниках, системы знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
• обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
• обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
Развивающие:
• способствовать развитию познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле;
• развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);
• развивать эстетический вкус и творчество детей;
• стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия;
Воспитательные:
• воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
• воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;
• воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы.
Сроки реализации:
начало проекта:16.10.2024 окончание проекта: 15.11.2024г.
Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Секреты бабушкиного сундучка» с описанием кукол, презентация «Русская народная кукла», Мастер-класс.
Работа с родителями:
— Консультация: «Народная кукла в играх современных детей».
Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Секреты бабушкиного сундучка».
— Создание мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.
Предполагаемый результат:
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:
— альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
— подборка иллюстраций и фотографий;
— мини-музей тряпичной куклы «Куделька».
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения, самостоятельно создавать тряпичную куклу.
5. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.
2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.
Основной этап:
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
2. Презентация «Секреты бабушкиного сундучка».
3. Открытие в группе мини-музея «Куделька».
Реализация проекта
Познавательно-речевая деятельность:
— Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
— Знакомство с жизнью и бытом предков.
— Просмотр презентации «Русская народная кукла».
— Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», норвежской сказки «Куколка в траве».
— Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).
— Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
— Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
— Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Художественно-эстетическая деятельность:
— Рисование «Нарисуй тряпичную куклу.
— Занятие «Кукла - оберег».
— Знакомство с процессом изготовления кукол (Берегиня, Домовушка).
— Изготовление с детьми кукол.
Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.
Игровая деятельность:
— Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
Цель: обучение игровым действиям с куклами.
Дидактическая игра «Узнай элемент узора».
Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.
«Что из чего».
Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.
— Пальчиковые игры: «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,
Физическо-оздоровительная деятельность:
— русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка.
Музыка:
— хороводные игры «У бабушки Меланьи», «Платок».
— Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Заключительный этап:
— Создание в группе мини-музея «Куделька».
Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.
— Посещение музея детьми других групп и родителями.
Выводы: Реализация данного проекта, способствует приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о рукотворном мире, развитию познавательного интереса. По окончании проекта, можно сделать вывод: ребята много узнают о куклах своих прабабушек, сами научились их изготавливать.
Список использованной литературы
1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.
2. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством.
3. Д. Москин., Т. Яшкова. Загадка народной куклы.
4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
5. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с».
6. И. Н. Котова., А. С. Котова. Русские обряды и традиции. (народная кукла).
7. Галина и Мария Дайл. Русская тряпичная кукла.