Приложение МААМ

Проект «Народная игрушка. Куклы-обереги» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (7 фото)

Инна
Проект «Народная игрушка. Куклы-обереги» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ "Детский сад № 10 «Сказка»

Город – курорт Железноводск.

Педагогический проект по приобщению детей

к истокам русской народной культуры

«Народная игрушка»

(куклы – обереги)

Проблематика проекта:

Интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма. Разнообразие народной куклы вдохновили нас на создание проекта «Русская тряпичная кукла». Ведь кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает доброту, любовь и сострадание, учит нас понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Изготавливая ее, дети узнавали историю своего народа, ведь давно утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом и позднее превратившись в детскую игрушку.

Традиционная тряпичная кукла несет память культуры – это игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны в практической работе с детьми. Знакомство с традиционными русскими куклами позволила нам и детям, познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составили оригинальную коллекцию в нашей группе.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России.

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группе компенсирующей направленности, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.

Задачи:

Обучающие:

• знакомить детей дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

• способствовать формированию у детей общих представлений о традиционных и обрядовых праздниках, системы знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

• обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

• обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

Развивающие:

• способствовать развитию познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле;

• развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);

• развивать эстетический вкус и творчество детей;

• стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия;

Воспитательные:

• воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

• воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;

• воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы.

Сроки реализации:

начало проекта:16.10.2024 окончание проекта: 15.11.2024г.

Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Секреты бабушкиного сундучка» с описанием кукол, презентация «Русская народная кукла», Мастер-класс.

Работа с родителями:

Консультация: «Народная кукла в играх современных детей».

Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Секреты бабушкиного сундучка».

— Создание мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.

Предполагаемый результат:

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления

2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:

— альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

— подборка иллюстраций и фотографий;

— мини-музей тряпичной куклы «Куделька».

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения, самостоятельно создавать тряпичную куклу.

5. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

2. Презентация «Секреты бабушкиного сундучка».

3. Открытие в группе мини-музея «Куделька».

Реализация проекта

Познавательно-речевая деятельность:

— Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

— Знакомство с жизнью и бытом предков.

— Просмотр презентации «Русская народная кукла».

— Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», норвежской сказки «Куколка в траве».

— Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).

— Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

— Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

— Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Художественно-эстетическая деятельность:

— Рисование «Нарисуй тряпичную куклу.

— Занятие «Кукла - оберег».

— Знакомство с процессом изготовления кукол (Берегиня, Домовушка).

— Изготовление с детьми кукол.

Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

Игровая деятельность:

— Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

«Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.

Пальчиковые игры: «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,

Физическо-оздоровительная деятельность:

— русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка.

Музыка:

— хороводные игры «У бабушки Меланьи», «Платок».

— Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Заключительный этап:

— Создание в группе мини-музея «Куделька».

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

— Посещение музея детьми других групп и родителями.

Выводы: Реализация данного проекта, способствует приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о рукотворном мире, развитию познавательного интереса. По окончании проекта, можно сделать вывод: ребята много узнают о куклах своих прабабушек, сами научились их изготавливать.

Список использованной литературы

1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.

2. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством.

3. Д. Москин., Т. Яшкова. Загадка народной куклы.

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

5. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с».

6. И. Н. Котова., А. С. Котова. Русские обряды и традиции. (народная кукла).

7. Галина и Мария Дайл. Русская тряпичная кукла.

Проект «Народная игрушка. Куклы-обереги» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Фото «Народная игрушка. Куклы-обереги»
Проект  в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности - фото
МБДОУ Детский сад Сказка Город курорт Железноводск Разнообразие народной куклы вдохновили нас на создание проекта Русская тряпичная кукла Ведь кукла рассказывает о традициях нашего народа воспитывает доброту любовь и сострадание учит нас понимать чувства другого человека его внутренний мир Почему мы выбрали куклу как средство приобщения детей к народной культуре Кукла первая игрушка поэтому она близка и понятна ребенку
Публикации по теме:

Конспект НОД на тему «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Конспект НОД на тему «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Основная образовательная область «Развитие.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня»Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня» Цель: Приобщать детей с ЗПР к народной культуре,народным промыслам. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о народных.

Проект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленностиПроект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленности 1. Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности "Изменения в природе осенью". 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Народная игрушка. Куклы-обереги» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 16 января 2025 в 22:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Народная игрушка. Куклы-обереги» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Инна (УИ 3522932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД