Любовь Ивановна Шампарова
«Путешествие в заповедник». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе: «Путешествие в заповедник»»
Цель:
-Расширять и систематизировать представления детей о заповеднике, для чего они создаются.
-закрепить знания детей о значимости Красной книги, о растениях и животных КБР, занесенных в нее.
- учить узнавать и различать их по внешнему виду.
-формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите.
-воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней.
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь четко произносить слова и звуки.
- развивать мышление, память.
Материалы и оборудование: презентация : «Путешествие в Высокогорный Кабардино -Балкарский Государственный заповедник».,видео фильмы «Животные в заповеднике», фотографии о заповеднике, иллюстрации животных занесенных в Красную книгу Кабардино – Балкарии. Картинки о правилах поведения в заповеднике.
Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций с изображением заповедника, заучивание стихотворений о природе, отгадывание загадок, о животных, птицах и растениях. Знакомство с историей возникновения заповедника, изготовление альбомов, лепбуков, макетов «Животные и растения нашего края.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Разминка.
Здравствуй солнце золотое (нарисовать руками круг)
Здравствуй небо голубое (Руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй свежи ветерок (помахать руками перед лицом)
Здравствуй маленький дубок (поднять руки вверх)
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую (пожать одной рукой другую)
Воспитатель : Ребята, послушайте небольшой отрывок из стихотворения, а потом ответьте на мои вопросы.
Есть на Земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты,
И все твои друзья!
Воспитатель: Вы так внимательно слушали, как вы думаете о чем это стихотворение?
Ответы детей:….
Воспитатель: Правильно о природе. Природа имеет огромное значение в жизни каждого человека. Давайте подумаем и скажем, что дает природа для жизни человеку?
Ответы детей:….
Воспитатель: Правильно природа дает пищу, жилье, одежду, воздух. Красоту и многое другое, что нас окружает.
Звучит песня Алима Гадзаева «Мой край - Кавказ»
Воспитатель: Вы внимательно слушали песню о чем она?
Ответы детей:….
Воспитатель: Молодцы правильно о нашем крае о величественном Эльбрусе, альпийских лугах о красоте кавказских гор. Сегодня я расскажу вам о прекрасном месте в нашей республике о Высокогорном Кабардино – Балкарском Государственном заповеднике. Что же такое заповедник (звучит звук капелек)
Капелька: Здравствуйте ребята! Я слышала, что вы сегодня беседуете о заповеднике. Вот и решила поделиться своими знаниями с вами. Заповедник – это особое место, где полностью исключена всякая хозяйственная деятельность. И здесь сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. Высокогорный Кабардино – Балкарский Государственный заповедник был создан для сохранения и изучения природы в высокогорных районах и был создан в январе 1976 году.
Воспитатель: Как интересно ты рассказываешь капелька и в помощь твоему рассказу мы включили презентацию о нашем заповеднике.
Капелька: Познакомимся с растительным миром заповедника. Красив заповедник в любое время года. Трудно сказать, что здесь прекраснее – лесистые склоны Чегемского и Балкарского ущелий или лугов и скалы суганских альп. Уютные долины Сукан- Су и Хазнидона. Неповторимая Безенгийская стена.
Воспитатель: Капелька можно я помогу продолжить беседу. Флора заповедника насчитывает около тысячи деревьев и кустарников и трав. Из них 74 – эндемики Кавказа, некоторые из них встречаются только в Кабардино- Балкарии.
Капелька: Хочу уточнить. Эндемики –это растения или животные растут или живут в одном крае. Только у нас.
Воспитатель: Правильно Капелька, назови растения эндемики.
Капелька: Камнеломка усатая, малина горная, смородина Бибирштейна, рябина кавказская, ива ползучая. Многие растения становятся редкими и исчезающими. Они занесены в красную книгу. Красная Книга КБР была принята – 17апреля 2003 году.
Воспитатель: Какие растения занесены в красную книгу?
Капелька: Это рододендрон кавказский, береза Радде, Лук медвежий – черемша, подснежник Борткевича и многие другие.
Воспитатель6 Предлагаю разминку поиграть в игру «Да –нет»
Малоподвижная игра «Да – нет»
(Дети становятся в круг воспитатель бросает мяч каждому ребенку и в соответствии вопроса, ребенок ловит мяч и говорит да или нет)
- Приду в заповедник и сорву цветок? (нет)
-Съем пирожок и выброшу бумажку на землю (нет)
- Хлебушка и семечек на пеньке оставлю (да)
- Веточку подвяжу, и колышек поставлю (да)
- Разожгу костер и уйду, не потушив (нет)
- Насорила и убрала за собой мусор в пакет (да)
- Пришла в лес и громко включила музыку? (нет)
- Я люблю свою природы, я ей помогаю! (Да)
Воспитатель: Молодцы ребята хорошо поиграли! Капелька а что же дальше?
Капелька: Фауна заповедника очень разнообразна. Фауна – это слово обозначает животный мир. Посмотрите, на следующие слайды кого из животных вы узнали?
Ответы детей: медведь, волк, лиса, заяц. орел.
Капелька: Молодцы ребята вы хорошо знаете животных и сегодня я познакомлю еще вас с некоторыми. Эти животные редкие и занесены в красную книгу. Зубр огромное животное, у него острые рога и тело покрыто курчавой шерстью. При всем своем устрашающем виде, они травоядные животные.
Воспитатель(обращает внимание на леопарда)Кто знает это животное?
Ответы детей:…….
Воспитатель: Правильно леопард, самый интересный и редкий зверь. Обитает он высоко в горах. И еще его называют снежный барс.
Капелька: Обратите внимание на этого симпатичного козла. Это Кавказский тур- они не обладают высокой скоростью бега по прямой. Но у них хорошее равновесие и цепкость копыт, отличная реакция делают их замечательными скалолазами. Тур самое высокогорное животное Кавказа. Бородатая голова тура увенчана тяжелыми саблевидными рогами.
Воспитатель: Птиц Красной книги КБР можно легко повстречать на территории заповедника. Это беркут, кавказский тетерев, бородач, могильник и др.
Капелька: Беркута можно назвать королем орлов. Это крупная сильная птица. Когда он летит, то хорошо видны белые пятна на крыльях и такое же основание хвоста. Это – хищная птица может часами кружить в воздухе. При виде добычи он резко пикирует на нее. Единственное место, где беркут не живет – это лес.
Воспитатель: О какой птице вы сегодня хотели узнать?
Дети: Стенолаз.
Капелька: Количество их сокращается. Полет стенолаза неровный, волнообразный напоминающий полет бабочки. По скалам, даже совершенно,вертикальным, лазает очень ловко, прижимаясь к стенке хвостом и полураспущенными крыльями.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру : «Кто лишний?»
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Воспитатель: Молодцы ребята. Время нашего путешествия заканчивается, нам пора возвращаться в группу.
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли,
(идут друг за другом)
Травку трогали руками
(садятся на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками.
(смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели.
(поднимают руки вверх и качают в стороны)
Птицы часто подлетали
Все кружились ворковали,
(«машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла
(сложенными ладонями имитируют плавающую рыбу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали.
(идут друг за другом наклоняются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра.
Возвращаться нам пора.
(ходьба на месте лицом в круг)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие!
Капелька: Наше путешествие получилось очень интересным, вы многое узнали о Высокогорном Кабардино – Балкарском Государственном заповеднике. О его обитателях. Благодарю вас ребята за хорошие ответы. Мне пора возвращаться в заповедник До свидания
!
Воспитатель: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте!Спасибо вам ребята за внимание. Надеюсь наше путешествие пошло вам на пользу. Я уверена, что вы вырастите настоящими защитниками
природы!