Татьяна Гуликова
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дошкольные образовательные учреждения являются начальным звеном системы образования и призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Публикация «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно растираясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - писал академик Лихачёв Л. С.
Растить гражданина, патриота нужно начинать с дошкольного возраста. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека. В дошкольные годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. В старшем возрасте у детей появляется интерес к явлениям общественной жизни, стремление больше узнать о своей Родине. Чтобы воспитывать у ребёнка чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой город, где родился и вырос: природу, которая его окружает.
В основной общеобразовательной программе стоят эти задачи. Чтобы решить эти задачи я обратила внимание на содержание занятий, форму их построения, на использование разнообразных средств и методов.
Наметила план работы по воспитанию патриотических чувств. Начала работу со знакомства детей с родным городом.
1. Город Смоленск - древний город.
2. Достопримечательности нашего города.
3. Твоя улица.
4. Наши земляки прославившие родной город. Вначале года мы поставила перед собой задачу: познакомить детей с остопримечательностями нашего города, вызвать интерес у детей к его истории.
Чтобы работа протекала интересно, принесла литературу, брошюры, иллюстрации, книги, вырезки из газет о нашем городе.
Сначала провела беседы с детьми, поинтересовалась, что они знают о городе, о памятниках. Затем в уголке родителей поместила открытку с тем памятником, о котором мы будем беседовать. И предложила родителям в выходные дни посетить этот памятник. Походы с родителями всегда расширяют кругозор детей. Это отражается на их представлении об окружающем мире.
В утренние и вечерние часы предлагала альбом о Смоленске, открытки для свободного рассматривания. Обращала внимание детей на иллюстрации, фотографии, что город очень красивый, зелёный и большой. В городе много памятников старины, памятных мест. Смоляне гордятся древним городом. Во время проведения праздников связанных с городом, люди возлагают живые цветы к памятникам в знак благодарности.
Затем провела обобщающую беседу с детьми. Беседа показала, что не все дети ходят с родителями в парк, не знают памятников. После беседы провела рисование «Смоленская крепость», лепку «птица-Гамаюн». Рисунки и лепка получились интересными, хорошими. Дети старались выполнить аккуратно.
На следующем этапе я знакомила с достопримечательностями нашего города. Объясняла, для чего люди ставят памятники. Памятники рассказывают об истории города, о людях прославивших город и перенесенных трудностях в тяжёлые годы. Мы постоянно останавливаемся на том, что сделано людьми, что всё вокруг создано трудом человека. Что труд объединяет людей. Памятники украшают город, делают его нарядным. После знакомства с памятниками провела игру-викторину «Узнай памятник города Смоленска». Игра показала, насколько дети усвоили материал, какие памятники им больше запомнились.
Другая игра «Дополни памятник элементами». Предлагалась неполная картинка, и нужно было вспомнить этот памятник и найти в другой коробочке его элементы и выложить, назвать составленный памятник. Эти игры оживляют интерес детей к памятникам города и закрепляют материал.
Дальше была тема «Твоя улица». Предлагала детям вспомнить, уточнить на какой улице находится их дом. Дала задание родителям, рассказать детям, почему так называется улица. Посетить библиотеку, поискать в книгах о Смоленске. Сама заранее просмотрела, на каких улицах живут дети, познакомилась и уточнила их объяснения. После этого спланировала беседу на тему «Моя улица». Какие находятся магазины, какой ходит транспорт, какие остановки они знают. На какой остановке находится их дом.
Не все родители отнеслись ответственно к выполнению этого задания. Некоторые дети не смогли назвать, почему так называется их улица. В беседе с детьми мы помогли узнать свою улицу, другие дети рассказали, что они видели на своей улице и почему она так называется.
На заключительном этапе плана, знакомство с земляками. Здесь я использовала фотографии людей, их деятельность. Использовала стихотворные произведения земляков: Твардовского, Исаковского, Рыленкого, дети слушали отрывки музыкальных произведений Глинки. В предыдущих темах я упоминала о прославленных земляках, о тех выдающихся людях, чьими именами названы улицы. Все темы переплетаются между собой и связаны друг с другом.
Через родное слово, музыку проходит понимание того, что живут в городе, которым можно гордиться. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали.
Был оформлен патриотически-краеведческий уголок, где собраны и представлены иллюстрации, книги, фотографии, альбомы, символы России города Смоленска. Решая задачи патриотического воспитания, использовала русское народное творчество : чтение сказок Смоленского края.
Искусство помогает воспринимать то, что нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо: оно развивает и воспитывает чувства.
Моя работа по формированию патриотических чувств будет продолжена. Надеюсь, что то зерно, которое заложили в дошкольном возрасте, поможет детям вырасти любящими свой город, свою Родину.