Ольга смирнова
Проект «Деревья вокруг нас» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный экологический проект
для детей старшей группы
«Деревья вокруг нас»
Воспитатель: Смирнова Ольга Юрьевна
1 квалификационная категория
г. Родники, 2023 г.
Девиз проекта:
Деревья - украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
К. Назаров
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный (с 01.03. 2014 по 01.03. 2015 гг.)
Участники проекта:
• Дети старшей группы.
• Родители воспитанников.
• Воспитатели.
Технология реализации проекта.
1 этап. Подготовительный: постановка целей и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2 этап. Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3 этап. Заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для взрослых участников проекта.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Этапы реализации и проведения проекта.
1 этап – подготовительный.
• Подготовка материалов и оборудования.
• Работа с детьми.
• Сотрудничество с родителями.
2 этап – исследовательский
• Знакомство с деревьями.
• Изучение листьев.
• Изучение стволов и коры деревьев.
• Изучение корней и почвы под ними.
• Изучение влияния дождя, снега, инея для жизни деревьев.
3 этап – заключительный
• Сочинение рассказов о жизни деревьев в разное время года.
• Дидактические игры.
• Музыкальные произведения.
• Изодеятельность.
• Оформление собранного материала (альбомы, гербарии, коллекция семян деревьев и др.)
• Чтение художественной литературы о жизни деревьев.
• Тематические занятия по теме
• Изготовление схем, карточек, рекомендаций по охране деревьев, кустарников вокруг нас.
• Проведение тематических развлечений.
Объект исследования:
В качестве объекта исследований мною были выделены деревья, что обусловлено рядом причин.
• Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Часто воспринимают их, как неживые объекты.
• Дерево – прекрасный объект для наблюдений. На примере лиственных деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой.
• Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
• С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с травянистыми растениями. Дерево легче представить своим другом.
Цель проекта:
Расширять и уточнять знания детей о деревьях родного края
Задачи:
Обучающие:
• Учить укреплять своё здоровье в процессе общения с природой.
• Закреплять знания детей о представление взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них.
• Продолжать знакомить детей со стихами, песнями, загадками и рассказами о
деревьях.
• Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения
• Формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека.
• Формировать умение узнавать и различать деревья, растущие в Ивановской области по внешним признакам.
• Формировать понятия об основных потребностях деревьев в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес ко всему живому, любознательность, наблюдательность; желание получать новые знания.
• Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
• Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям.
• Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие.
• Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность.
Участники проекта:
• Дети.
• Воспитатели.
• Родители
Методы реализации проекта:
• Познавательная деятельность.
• Художественно-творческая деятельность.
• Речевая деятельность.
• Игровая деятельность и двигательная.
• Работа с родителями
. Предполагаемый результат:
Дети:
• Дети научатся различать объекты живой и неживой природы, узнают много нового и интересного о деревьях (почему листва осенью опадает, зачем снег деревьям и т. д.)
• У детей появится осознанная потребность в общении с природой и желание отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
• Разовьётся познавательная активность, творческие и коммуникативные навыки.
• Дети научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, узнают о значении воздуха, солнца, осадков, почвы в жизни деревьев.
• Дети узнают о пользе деревьев для человека, а также об их целебных свойствах.
• Дети овладеют навыками безопасного поведения в природе, а также разовьётся понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Родители:
• Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
• Знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей
Педагоги:
• Осуществляют инновационную деятельность.
• Повышают профессиональный уровень.
• Расширяют свой экологический обзор.
Формы и методы работы с детьми.
Познавательная деятельность:
Свою работу с детьми по проекту «Деревья вокруг нас» я начала с беседы о деревьях. Выяснила представление детей о деревьях, их отношение к ним. Предложила детям схему знакомства:
• Как зовут тебя дерево?
• Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
• Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
• Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
• Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая?
Для исследования были выбраны деревья, произрастающие на территории детского сада. Во время прогулок с детьми выяснили, откуда взялись деревья на наших участках. Предположения детей были разные: деревья посадили люди, выросли из семечка. Тогда я провела с детьми беседу: «Как появились деревья на нашем участке». Оказалось, что люди специально высаживали деревья вокруг сада, чтобы создать зелёную зону. Во-первых, деревья создают тень, необходимую в тёплое время года. Во-вторых, защищают от сильных ветров территорию сада. В- третьих, это- источник кислорода. Вследствие этого, встал вопрос о том, кто же сажает деревья в лесу? Выяснили, что деревья в лесу вырастают сами, семена разносит ветер и птицы, где семечко упадёт, прорастёт, там и будет новое дерево, новый лес. Также я рассказала детям о том, почему одиноко стоящее дерево, имеет более мощную крону, толстый ствол, густые ветви, а в лесу деревья не такие мощные, ветви реже, и растут, в основном, в верхней части. Отсюда сделали вывод, что деревьям необходимо для роста много света и влаги. Наблюдая за деревьями в разное время года, узнали почему осенью листья окрашиваются в другой цвет, а затем и вовсе опадают. Детям было интересно узнать, куда же исчезают опавшие листья. Тогда мы провели опыт. Сгребли осенью листья в кучу и оставили их до весны. Весной перевернули кучу с листьями и обнаружили, что часть листьев превратилась мелкие частицы, перегной. Я объяснила детям, что до полного перегнивания листьев потребуется не один год, а затем они послужат питательными веществами всё для того же дерева, почва под ним будет рыхлая и мягкая, что будет способствовать поступлению к корням кислорода, почва будет быстрее впитывать, и дерево будет лучше расти. Чтобы доказать это, провели небольшое исследование почвы на лужайке и под деревьями. Оказалось, что это действительно так. Почва на лужайке была твёрдая, глинистая, а под деревьями лёгкая, рыхлая. Сделали ещё один вывод, что опавшие и перегнившие листья служат хорошим удобрением для почвы, вследствие чего, она становится более питательной для растений. Следующей нашей задачей было узнать, как же люди заботятся о деревьях. В этом нам помогли наши родители. Они изготовили кормушки для птиц, скворечники, приняли участие в акции «Посади дерево». Разъяснила детям то, что если на участке будут кормушки и скворечники, и мы будем кормить птичек зимой, то благодарные птицы не оставят наши деревья в беде, нашим деревьям не будут страшны насекомые, которые их губят. Также с детьми «лечили» сломанные ветки, перевязывая место перелома тряпочкой, чтобы оно срослось. Видя результаты наших наблюдений, дети постепенно приходили к выводу, что деревья- это живые существа, которым, как и людям, требуется пища,влага, свет, тепло, забота людей для роста и жизни.
Провела с детьми беседу «Почему деревья могут исчезнуть?». В ходе беседы выяснили, что этому может быть виновник как и сам человек, так и природный фактор. Вследствие жизнедеятельности, людьми вырубаются леса для строительства домов, мебели, а взамен не сажают новых. При несоблюдения правил поведения в природе, во время пикников, люди не убирают за собой мусор, разводят костры, не до конца их потушив, из –за чего могут произойти лесные пожары, уносящие большие площади с лесом. Из-за загрязнения лесов, животные и птицы покидают их, оставляя деревья на гибель, т. к. в природе всё взаимосвязано. В связи с этим, мною были сделаны карточки по охране природы и деревьев, а также «жалобная книга» природы, в которую дети заносили свои рисунки с ситуациями, способствующими гибели природы и всей планеты Земля. Мы выучили и запомнили правила поведения в природе.
На следующем этапе реализации проекта, мы начали с детьми изучать сам деревья: особенности строения каждого дерева, его листья, кору, семена, плоды, среду произрастания. При знакомстве со строением, начали со схем, дидактических карточек. Выяснили, что у каждого дерева есть корни, ствол, ветки, образующие крону дерева. Дальнейшее знакомство происходило во время прогулок, экскурсий в парк, где посажено много разных пород деревьев. При знакомстве с корой того или иного дерева, дети на ощупь определяли какая она – тёплая ли, холодная, шершавая, гладкая, твёрдая, мокрая, сухая. Для большей чуткости, дети прижимались к коре щекой, могли понюхать её, сравнить запах коры, что напоминает. Обращали внимание на то, что, если дерево старое, то кора у него толстая. Чем старше дерево, тем она толще. Дала детям понять, что кора для дерева, как одежда для человека. Она защищает, согревает и охлаждает. Я предложила детям подойти к дереву, обнять его и попробовать вытащить из земли. Не получилось. Почему? Что держит дерево в земле? Оказалось, что это корни. Задала вопрос, видны ли корни, какие они? Дети с моей помощью пришли к выводу, что без корней дерево жить не может, с помощью их дерево питается, всасывает из почвы питательные вещества.
При рассматривании кроны у деревьев, во время наблюдений и на карточках, определили, что у каждого дерева своя форма кроны, что у всех деревьев разные листья и семена. При знакомстве с семенами и листьями, я широко использовала дидактические игры: «Чудесный мешочек», целью которой являлось определить на ощупь плоды и семена деревьев, «С какого дерева лист?», «Найди по описанию», «Найди пару», «Найди дерево по листочку», цель которых заключается в запоминание названий деревьев и определение листьев, с какого они дерева. С этой же целью я проводила подвижные игры: «Поймай листок», «К названному дереву беги», «Листопад». Во время сюжетно – ролевых игр: «Поездка в лес», «Мы- егери», «Корреспонденты в лесу» дети учились различать и называть деревья родного края, ухаживать за деревьями и «брать» у них интервью, составлять описательные рассказы о деревьях, сочинять сказки.
В ходе проекта я провела цикл познавательных занятий: «Деревья – лёгкие земли», «Хвойные и лиственные деревья», «Как люди используют дерево», «Белоствольная красавица», «Деревья – целители», «Пернатые друзья деревьев», цели которых были направлены на ознакомление с пользой деревьев для человека, с их оздоровительными функциями, с птицами, приносящими пользу дереву.
Совместно с детьми провели исследовательская деятельность по следующим вопросам: «Есть ли у дерева соседи?»,
«Исследование количества листьев деревьев в разное время года»,
«Рассматривание листьев разных деревьев, их сравнение», «Какого цвета листья в разные периоды года», «Запах листьев», «Как листья крепятся к ветке?»,
«Почему листья опадают?», «Можно ли помочь дереву, если кора повреждена?»,
«Изучение состояния деревьев в дождливую и холодную погоду», «Как снег помогает дереву зимой», «Измерение глубины снежного покрова вокруг дерева», «Где снег быстрее тает, возле дерева или на открытой площадке, почему?», «Куда бегут ручьи, к дереву или от него?», «Любит ли дерево дождь?», «Исследование спила дерева»,, «Сколько дереву лет?» и др.
Просмотрели с детьми презентации: «Виды деревьев», «Русская красавица – берёза», «Целебные свойства берёзы», «Изделия из берёсты», «Деревья – целители».
В дальнейшие наши планы входит посещение музея леса.
Всё, что нам удалось увидеть, мы запечатлели в своих творческих работах:
«Золотая осень», «Лес осенью» (нетрадиционная техника – отпечатки осенних листьев, «Ветка рябины» (рисование методом тычка,
«Дерево в непогоду» (рисование мазками, «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Белоствольная красавица» (нетрадиционная техника, «Цветёт сирень»
(рисование смятой бумагой, «Веточка вербы» (тычок сухой кистью, «Наши деревья» (нетрадиционная техника – рисование листом пекинской капусты,
«Деревья зимой».
Во время аппликации сделали следующие работы:
«Такие разные деревья», «Ёлочка» (техника – оригами, «Белая берёза» (обрывная аппликация, декоративное панно из осенних листьев,
«Осеннее покрывало из листьев».
Во время лепки слепили барельеф «Осеннее дерево», «Гроздь рябины», «Ёлочка» (разными способами, «Лесной доктор», «Лист дерева» (барельеф).
А также сконструировали дерево, ёлочку в технике оригами.
Составили гербарий из листьев, здесь нам помогли родители.
Вместе с детьми провели опыты: «Зачем растениям вода?», «Нужен ли свет деревьям?», «Живые ли деревья зимой?», «Спасают ли деревья от жары?», «Могут ли деревья жить без воды?», «Наблюдение за изменениями веточек тополя и берёзы в вазе ранней весной».
В ходе проекта значительно улучшилась речь детей, обогатилась новыми для детей словами. Мы учились с детьми составлять рассказы по результатам исследовательской деятельности. Рассказы составляли по следующим темам:
«Наши деревья весной», «Наши деревья летом», «Наши деревья осенью», «Наши деревья зимой», «Наши деревья в дождливую погоду», «Наши деревья в морозную, снежную погоду», «Друзья наших деревьев», «Наша помощь деревьям». Составляли рассказы по картинам, заучивали пословицы и поговорки о деревьях, составляли загадки, решали речевые логические задачи:
«Что за дерево такое?», «Почему у ёлки зелёные иголки?», «Чем питаются деревья?», «От семени до семени», «Беспечные туристы», разучили пальчиковую гимнастику: «Первые листочки», «Лесной куст в апреле», «Кленовый сок», «Ива зацвела», «В лесу весной», разучили физкультминутку «Станем мы деревьями».
В процессе проекта прочли следующую литературу:
• «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
• «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
• «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
• «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
• «Деревья. Какие они?» Т. А. Шорыгина.
• «Почему деревья не ходят?» Б. Заходер.
• «Берёзка» А. Прокофьев.
• «Зелёный шум» Н. Некрасов.
• «Дуб» И. Токмакова.
• «Лес осенью» А. Твардовский.
• «Листопадничек» И. Соколов – Микитов.
• Чтение рассказов В. Бианки.
• Разучивание стихов о деревьях
Во время музыкальных занятий ознакомились с произведением П. И Чайковского «Времена года», выучили несколько песен о деревьях, хороводы о берёзе.
Формы и методы работы с родителями по проекту:
Чтобы выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, было проведено анкетирование. Оно показало, что многие родители не имеют представления о задачах экологического воспитания дошкольников. В индивидуальных беседах рассказала о целях и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте: оказание помощи детям в выборе дерева и наблюдении за ним, в распределении видов деятельности, в подготовке и реализации проекта. Для мотивации родителей на участие в проекте использовала такие формы работы, как индивидуальные беседы, индивидуальные и групповые консультации. Оформила папки — передвижки: «Развиваемся, играя», «Учимся наблюдать за изменениями в природе», Лечебное воздействие звуков леса», «Целительная сила ели», «Целебные свойства берёзы». Провела родительское собрание на тему: «Наши друзья – деревья». Старалась убедить их в необходимости помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. Родители, благодаря полученной информации, активно включились в реализацию нашего проекта.
Они вместе с детьми приняли участие в выставках поделок из природного материала: «Лес – кладовая природы» и «Дары осени», в которых воплотили всю свою фантазию и показали красоту природы, осенних листьев.
Для реализации наших планов по проекту родители с детьми собрали листья окружающих нас деревьев для гербария, а также для творческой деятельности.
В мае прошлого года совместно с родителями была проведена акция «Посади дерево», в ходе которой на территории детского сада появились новые деревья – каштан, ель и вяз.
С целью ознакомления детей с семенами и плодами разных пород деревьев родители с детьми собрали целую коллекцию данного материала в природный уголок.
Ближе к осени родители изготовили кормушки для птиц - первых помощников деревьев.
Выводы:
Считаю, что ожидаемые результаты получены в полной мере.
Дети научились различать объекты живой и неживой природы, узнали много нового и интересного о деревьях (почему листва осенью опадает, зачем снег деревьям и т. д.). У детей появилась осознанная потребность в общении с природой. В ходе проекта дети научились наблюдать за деревьями как за живыми существами, узнали о значении солнца, воздуха, почвы и влаги для жизни деревьев, об их пользе для человека.
Углубились знания детей о деревьях родного края. Дети научились отличать деревья друг от друга по характерным признакам (коре, листьям, форме кроны, семенам и плодам, научились понимать, видеть, размышлять о жизни деревьев. Фантазировать, сочинять сказки. А главное дети поняли, что деревья – это главное богатство земли, что они являются источником кислорода, так необходимого для жизни каждого из нас, что деревья – это ещё и наши лекари, дающие нам силу, здоровье, чистый воздух. Дети в полной мере поняли выражение «деревья – наши друзья». Благодаря проделанной работе по проекту, они осознали как важно беречь природу, каждое деревце, кустик, травинку, научились правильно вести себя в природе, соблюдая все правила поведения.
По окончании проекта дети изъявили желание продолжить наблюдения за своими посаженными деревьями во время акции, поэтому работа продолжилась дальше.
Родители в ходе проекта обнаружили, что деревья – это интересный объект для наблюдения и развития ребёнка, и всячески способствовали нашей работе.
Пополнилась эколого – развивающая среда ДОУ. Мною был сделан макет сезонного дерева, родители собрали гербарий листьев деревьев, собраны и сделаны дидактические игры, стихи, сказки о деревьях, сделаны детские поделки руками воспитанников и их родителей, природоохранные знаки (по теме проекта) .
Литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010.
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006.
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009.
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973.
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010.
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва 2006.
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010.
9. Т. С. Комарова, В. В. Гербова, М. А. Васильева «Основная программа воспитания и обучения в детском саду» Издание 3е исправленное и дополненное, Москва «Мозаика – Синтез» 2005.
10. Е. А. Алябьева «Природа. Сказки и игры для детей», Москва ТЦ «Сфера», 2014.
11. Парамонова Л. «Конструирование из природного материала» Дошкольное воспитание. 2005г.
12. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.
13. Николаева С. Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
14. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г.
15. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.
16. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
17. Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
18. Рыжова Н. А. «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники». М. Линка - Пресс, 2002г.
19. Рыжова Н. А., Наш дом природа. М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005г.
20. Соломенникова О. «Диагностика экологических знаний дошкольников» // Дошкольное воспитание, 2004г, N 7