Светлана Милюкова
Логопедическое групповое занятие 2-е классы, дисграфия. «Дифференциация звуков [ч’], [щ’]. Буквы Ч, ч. Щ, щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое групповое занятие 2-е классы, дисграфия.
Тема: «Дифференциация звуков [ч’], [щ’]. Буквы Ч, ч. Щ, щ.»
Цели
а) образовательные:
- уточнить правильную артикуляцию звуков [ч], [щ] с опорой на зрительное и слуховое вос-приятие;
- закрепить произносительную и слуховую дифференциацию звуков [ч], [щ];
Публикация «Логопедическое групповое занятие 2-е классы, дисграфия, „Дифференциация звуков [ч’], [щ’], Буквы Ч, ч, Щ, щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Темочки
- предупредить речевые ошибки в письменных работах обучающихся;
б) коррекционно-развивающие:
- развивать концентрацию внимания, объём памяти, фонематический слух, фонематическое восприятие;
- расширять словарный запас;
Задачи:
- развивать навыки слогового анализа, логическое мышление, слуховое внимание;
- формировать грамматический строй речи;
- воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование: рисунок-буква Ч и Щ, схемы слов для определения местонахождения звука, буквы разрезной азбуки Ч и Щ на каждого ребенка, компьютерная презентация, индивидуальные карточки с заданиями, индивидуальные таблицы-гармошки
Ход занятия.
1. Организационный момент. Активизация зрительного, слухового и моторного анализаторов.
- Сначала сядут те дети, у которых на парте лежит картинка буквы Ч, потом Щ.
2. Введение в тему.
- Назовите картинки, в названии которых слышится звук Ч, затем картинки, в названии которых слышится звук Щ (слайд №2)
- Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить?
- Какой звук щ? Дайте ему характеристику ([щ ] – согласный, глухой, мягкий)
- Какой звук ч? Дайте ему характеристику ([ч] – согласный, глухой, мягкий)
- Назовите правильно букву, которая обозначает звук [щ ], [ч] (ща и че)
- Назовите правило правописания ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ
3. Четкое проговаривание слогов (слайд №3)
4. Произношение чистоговорок (слайд №4)
5. Игра «Шифровальщик» : назвать предмет, изображенный на картинке, разде-лить слово на слоги, определить наличие звука Ч или Щ и его местонахождение в слове (со-отнесение со схемой, подставить соответствующую букву над тем местом в схеме, где опре-делили звук.
Картинки: прищепка, спички, свечка, черепаха, кирпич, щука, ключ, ящик. (слайд № 5)
6. Работа в тетрадях. Графический диктант. Щель, чисто, щит, плащ, щепки, печка, мяч, речка, щётка, чай, мочалка, пища, щенок, дача, чаща, встреча, чище, дощечка, мальчики, щеночек, строчка, лещи, платочки.
7. Физическая минутка (слайд № 6)
Живёт в пещере чудовище, (Приседают)
Хранит в лапах сокровище, (Обнимают себя)
У чудовища длинный хвостище, (Тянут руки назад)
Крепки у него лапищи, (Встают с подскоком)
Кривы на лапищах когтищи, (Сгибают пальцы на ногах)
Остры у него зубищи, и (Переступают с ноги на ногу)
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи. (Садятся на свои места)
Да ты не бойся малышка!
Чудовище это – мышка!
Пещеры – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка!
8. Восстановление деформированных слов. Работа проводится в тетрадях само-стоятельно по карточкам:
а) Допишите «ща» или «ча» :
ро., све., пи., встре., ча., зада., ку., пло. дь.
б) Допишите «щу» или «чу» :
та., то., кри., пи., уго., встре., наве., закри., поло. .
в) Вставьте пропущенные буквы «ч» или «щ» :
пи. а, све. а, мо. ный, зада. а,. ука,. енок, я. и. ек,. ёто. ка.
9. Зрительный диктант. Работа в тетрадях.
Этапы работы: дети работают с индивидуальными таблицами-гармошками, где при чтении каждая строка текста появляется в отдельности; разобрав первую строку, таб-лица переворачивается, дети записывают ее под диктовку и так разбираются и записы-ваются все строки текста; когда будет записан весь диктант, полный текст появляется на слайде (слайд № 7, дети проверяют работу по методу КСО (взаимопроверка).
Черный чистенький щенок
Чем-то перепачкал бок.
Мальчик щетку в руки взял,
Бок щеночку чистить стал.
10. Итог занятия : какие звуки и буквы учились различать? Какие задания вам по-нравились? Что показалось трудным? Оценка работы детей, поощрения. (слайд № 8)
11. Использованная литература:
При оформлении презентации использовались иллюстрации из альбома Филичевой и Каше, картинки для логопедической работы часть 1 (https://www.twirpx.com/file/336965/) и часть 2 (https://www.twirpx.com/file/336967/), картинки для оформления в логопедической практике (https://www.twirpx.com/file/700011),
https://www.maam.ru/detskijsad/tema-diferenciacija-zvukov-ch-sch-bukvy-ch-sch.html
О. Александрова /Азбука для малышей
Ф. Рау, В. И. Рождественская /Смешение звуков речи у детей