Любовь Макарова
Интегрированное занятие «Дифференциация звуков [Р] и [Л] по сказке «Снежная Королева»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе.
Дифференциация звуков [Р] и [Л] по сказке «Снежная Королева»
1. Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении и различении звуков [р] - [л];
-дифференцировать звуки [р] - [л] в слогах, словах, словосочетаниях;
- расширять и активизировать словарь по теме птицы;
- упражнять в употребление слов- антонимов.
Публикация «Интегрированное занятие „Дифференциация звуков [Р] и [Л] по сказке „Снежная Королева“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Коррекционно-развивающие:
-закрепить умение дифференцировать звуки [р] - [л] в слогах, словах, словосочетаниях;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза слов;
-развивать общую и мелкую моторику рук;
Коррекционно-воспитательные:
-формирование навыков совместной деятельности, самоконтроля, анализа собственной деятельности;
- воспитание любви к сказкам.
Оборудование: Аудиозапись «В мире много сказок грустных и смешных», ПК, проектор, экран, презентация по теме занятия; цветные карандаши, схема и карточки для характеристики звука; дидактические карточки с речевым материалом и предметными картинками; картинки героев сказки «Снежная королева»; для рефлексии – картинки-снеговики безо рта.
Предварительная работа: Чтение сказки «Снежная Королева»
Ход занятия
Дети входят в зал. Звучит музыка из песни «В мире много сказок»
Много в мире сказок
Самых, самых разных
Длинных и коротких
Грустных и смешных
И на все планете
Маленькие дети
Знают эти сказки,
Любят слушать их.
Психолог: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. А теперь поздоровайтесь со мной ладошками – прохлопайте слово «Здравствуйте» (дети хлопают). Слайд с письмом от О. Л.
Психолог: Ребята, я сегодня получила письмо от сказочника Оле-Лукойе.
Он предлагает нам отправиться в путешествие по сказке : «Снежная Королева». Но, произошло большое несчастье! Снежная Королева заколдовала мальчика Кая и сделала его сердце ледяным. Маленькая девочка отправилась на поиски своего названного братца. Но впереди её ждёт много препятствий и трудностей, и она просит ребят помочь ей вернуть Кая.
Психолог: Дети, готовы ли вы помочь нашей героине освободить Кая от чар снежной Королевы?
Дети: Да! Готовы!
Психолог: А в сказку нам поможет попасть зонтик Оле-Лукойе и волшебные слова, которые мы произнесё м вместе с вами: «Крабле! Крабле! Бумс!».
( педагог в руках вращает зонтик и произносит волшебные слова: «Крабле! Крабле! Бумс!»).(Слайд. Звучит музыка).
Логопед: Вот мы и в сказке.
Логопед: Ребята, назовите имя девочки, которая отправилась на поиски Кая?
Дети: Герда.
Логопед: Определите, где стоит [Р. ] в слове Герда?
Дети: Звук [Р. ] стоит в середине слова.
Логопед: Где находится наш язычок, когда мы произносим звук [Р. ]?
Дети: Язычок широкий находится за верхними зубками, прижимается к бугоркам и дрожит, потому что мы сильно дуем на него.
Логопед: Дети вспомните, пожалуйста, на каком транспорте оправилась Герда на поиски Кая? (слайд с изображением видов транспорта).
Дети: Герда отправилась на поиски Кая на лодке.
Логопед: А какой звук стоит в начале слова лодка?
Дети: Звук Л.
Логопед: Где находится наш язычок, когда мы произносим звук Л.
Дети: Язычок поднимается за верхние зубки и не дрожит.
Логопед: Правильно, молодцы! А что можно сказать про эти звуки? Какие они?
Дети: Это звуки согласные, твёрдые, звонкие и обозначаем, мы их синим кружочком с колокольчиком.
Логопед: Верно, молодцы! Сегодня на занятии мы поможем Герде найти Кая и повторим звуки [Р. ], [Л. ]
Логопед: Ребята, отправляясь в путешествие надо помнить:
Говорим всегда красиво.
Четко и неторопливо!
А чтобы чётко говорить,
С язычком надо дружить
Делать с ним всегда зарядку-
Упражнения по порядку.
Артикуляционная гимнастика.
Жил на свете язычок («Лопатка»)
Запирался на крючок. (Закрывают рот)
Хоть один он проживал,
Никогда не унывал («Улыбка»)
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался
Руки вверх, руки вниз («Качели»)
А затем подскоки, бег («Грибок»)
Тут совсем не до утех («Часики»)
Притомился язычок
Даже заколол бочок» «Иголочка»
Умываться он пошёл
Щётку в ванной он нашёл.
Зубы чистил, полоскал («Чищу зубки», имитация полоскания рта).
А умылся, засверкал («Заборчик»)
А на завтрак язычок выпил тёпленький чаёк («Чашка»)
С большим наслажденьем
И вкусным вареньем. («Вкусное варенье»)
Прогуляться он пошёл
На качелях покатался («Качели»)
На лошадке поскакал
И ни разу не упал. («Лошадка»)
Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Герде предстоит переплыть через речку. Но сесть она сможет в лодку, если мы произнесём волшебные слова. Повторяйте за мной.
Кла-кла-кла - пра-пра-пра
Клу-клу-клу - про-про-про
Слы-слы-слы - кру-кру-кру
Плу-плу-плу - тро-тро-тро
Пло-пло-пло - дра-дра-дра
Логопед: Молодцы, ребята! Друзья, продолжим наше путешествие. Посмотрите вокруг: мы в чудесном саду – здесь лето продолжается круглый год. А давайте вместе покажем, сколько здесь много цветов!
Пальчиковая гимнастика "Цветы"
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают. (Слайд).
Если мы поможем Герде вспомнить название цветка, который рос у неё дома, то Фея её отпустит.
Дети: Розы.
Логопед: Отлично, молодцы! А теперь подойдите к столу, рассмотрите схемы слов. Определите, какая схема соответствует слову розы и прикрепите её на мольберт.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы Феи, и мы можем продолжить наше путешествие.
По тропинке мы пойдём
Во дворец мы попадём. (под музыку идут по следам)
Логопед: Вот мы и подошли к дворцу, где живут принц с принцессой. Принц и принцесса предлагают вам поиграть в игру. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные им по смыслу – хорошие слова.
Игра “Наоборот”
Логопед показывает картинки:
Грустный - веселый
Добрый - злой
Трусливый - храбрый
Больной - здоровый
Ленивый - трудолюбивый
Тёплый - холодный
Плохой - хороший
Старый – молодой
Холодный - жаркий
Ура ворота открылись!
Логопед: Отлично! А наше путешествие продолжается.
Путь наш лежит через Дремучий зимний лес, в котором живет маленькая разбойница. (Слайд)
Логопед: Ребята, смотрите, да вот же она. Мы сможем двигаться дальше, если выполним ещё одно трудное задание, которое нам приготовила разбойница.
Задание: Подойдите к столу и возьмите по картинке. Назови картинку, выделяя голосом звук х [Р] или [Л] и определи, где находится звук (вначале, середине, конце слова).
Слова: ворона, сорока, воробей, дятел, голубь, галка, куропатка.
А теперь, ребята посмотрите на картинки, назовите их одним словом?
Дети: Зимующие птицы.
Логопед: Молодцы! Помогли и в это раз девочке, и разбойница отпустила Герду.
Психолог: Ребята, вы устали?
Дети: Да.
Психолог: Я предлагаю вам отдохнуть.
Релаксационное упражнение «Снежинка»
Ребята закройте глаза. Мы в волшебном зимнем лесу. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие – легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом мы все выше и выше поднимаемся над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки… гладит снежинку, ласкает. Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Снежинки медленно опускаются на землю… все ниже… и ниже…. Снежинки медленно опустились на землю. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.
Логопед: Замечательно, вы молодцы! Вот мы и в Царстве Снежной Королевы!
Всё бело, бело, бело
Много снега намело,
Запорошило пути
Не проехать, не пройти!
Рассыпалось слово
Скорей собери
И будет дорога у нас на пути.
Буквы: Т, Р, О, П, И, Н, К, А.
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Чтобы спасти Кая нам предстоит выполнить ещё одно задание Снежной Королевы.
Снежная Королева подула и все слова в предложении разлетелись. Если мы поможем Каю их собрать, то она отпустит его
Работа с деформированным предложением.
(Дети делятся на две подгруппы, подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).
«Снежная, нам, зима, нравится».
«Кай, Герда, санки, катаются, на».
Логопед: Ну, вот ребята мы и помогли Герде выручить Кая. Все вы молодцы, умники и умницы!
- Какие звуки мы сегодня с вами повторяли?
Дети: Звуки [Р. ] и [Л. ]
Логопед: Снежная Королева дарит вам снеговиков. Но снеговики эти необычные. Посмотрите внимательно и скажите, чего у них не хватает?
Дети: Ротика.
Логопед: Если вам понравилось наше путешествие, то нарисуйте снеговику весёлую улыбку, если нет, то изобразите снеговика грустным. А если не очень понравилось, то нарисуйте ротик снеговику черточкой.
Вы молодцы! До свидания!