Екатерина Пинюгина
Занятие по обучению грамоте «Дифференциация звуков [с]-[с’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки С, С*.
Цель: Закрепить навыки различения и произношения звуков (с, (с*) в слогах, словах, фразах, развивать фонематическое восприятие, развивать лексико - грамматический строй речи (образование слов с уменьшительно – ласкательным значением, согласование числительных с существительными образование сложных слов, развивать звуковой анализ и синтез, языковой анализ и синтез, развивать память, внимание.
Оборудование: предметные картинки, цветные сигналы, цветные квадраты, два домика (синий и зелёный, картинки на образование сложных слов, старичок – Лесовичок, мяч
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Дифференциация звуков [с]-[с’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Ход деятельности:
I. Орг. момент.
Д\и «Угадай – ка»
- Назвать первый звук в слове КОТ
- Назвать последний звук в слове ДОМ.
- Назвать гласный в слове СОМ.
- Сколько звуков в слове МАК. Назвать по порядку.
- Угадайте слово П – У – Х – ПУХ
- Назвать гласные звуки в слове ЛИПА.
- Назвать согласные звуки в слове КОТЫ.
- Назвать первый звук в слове МОХ.
- Назвать последний звук в слове СУП.
- Какой звук всегда мягкий?
II. Основная часть.
1. Повторение материала о гласных и согласных звуках.
2. Введение в тему.
- Отгадайте загадку.
Его зимой и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели. (Лес)
- Какой последний звук в слове лес?
- Какой это звук?
- Почему он согласный, глухой?
- Каким цветом мы его обозначаем?
- Звук (с*) младший брат звука (с).
- А в лесу живёт хранитель леса старичок – Лесовичок.
- Ребята, к нам сегодня пришло от него письмо. Послушайте, что он нам написал.
«Здравствуйте, ребята! Я очень хочу с вами подружиться. Я хочу испытать ваши смекалку, знания и ум…А для этого я придумал разнообразные задания. Желаю вам успешно их выполнить. Ваш старичок – Лесовичок.»
- А вот и он сам к нам пожаловал из волшебного леса
- Как вы думаете, какой любимый звук у старичка – Лесовичка. (звук (с).
- Мы сегодня будем работать с вами со звуками (с, (с*) и выполнять задания вместе со старичком – Лесовичком.
3. Закрепление материала.
а) Д\и «Поймай звук»
- В правую руку возьмите сигнал, каким мы обозначаем твёрдые согласные звуки, в левую руку возьмите сигнал, каким мы обозначаем мягкие согласные звуки.
- Поднимите зелёный сигнал, когда услышите звук (с*, синий сигнал, когда услышите звук (с).
в словах: лисята, песенка, насос, миска, осень, каска, самокат, собака, сапоги, лисица, селёдка, колесо
б) Д\и «Наоборот»
са – са – са – ся – ся – ся ас – ас – ас -
со – со – со – ос – ос – ос -
су – су – су – ус – ус – ус -
сэ – сэ – сэ – ыс – ыс – ыс -
сы – сы – сы - ис – ис – ис –
в) Д\и «Внимательные ушки»
- Назовите лишний слог.
са – са – ся си – сы – си ус – усь - усь
сё – со – сё сю – сю – су сэ – сэ - се
сы – си – си ос – ос – ось ас – ас - ась
г) Д\и «Смотри не ошибись»
- Старичок – Лесовичок путает звуки (с) и (с*). Давайте поможем ему распределить картинки по двум домикам. В синем домике будут жить картинки с твёрдым звуком (с) в зелёном домике будут жить картинки со звуком (с*)
Физминутка (координация речи с движением)
Как на горке – снег, снег, Руки поднимают вверх.
И под горкой – снег, снег, Приседают, опускают руки.
И на ёлке – снег, снег, Встают и поднимают руки.
И под ёлкой – снег, снег. Приседают, опускают руки.
А под снегом спит медведь Садятся на свои места и изображают спящего
медведя.
д) Д\и «Назови ласково» с мячом
- А теперь мы поиграем со старичком – Лесовичком.
пёс – лестница - колесо - апельсин -
нос – песня - насос - ананас -
хвост – мост - пылесос - абрикос -
куст - суп - кокос - гусь-
е) Д\и «Весёлый счёт» (1 – 2 – 5)
апельсин, собака, гусь, лист
- Назовите слово лист ласково. (листок, листик, листочек); один лист – а все (листья)
- Как называется зайчик, который родился осенью? (Листопадничек)
ё) Д\и «Скажи правильно»
- Теперь давайте со старичком – Лесовичком поиграем в сложные слова.
листья падают – листопад
пыль сосёт –
сам летит –
снег падает -
сам катит –
сам варит –
ж) Д\и «Путаница»
- Старичок – Лесовичок совсем запутался в словах. У него никак не получается подружить слова.
- Составьте предложения из слов.
Соня, скамейка, сидеть, на;
Скамейка, у, сидеть, собака;
Соня, давать, хлеб, кусок, собака
- Сколько слов в предложениях.
з) Звуковой анализ и синтез слов.
Сделайте звуковой синтез, анализ слов
СОМ, СУП, СОКИ
- Составьте схемы.
и) Д\и «Кто быстрее?»
- Старичок – Лесовичок предлагает вам выполнить последнее задание.
- Нужно ответь как можно быстрее. Подсказка – все слова должны быть со звуками (с, (с*).
высокое хвойное дерево (сосна);
самая болтливая птица (сорока);
ночная птица (сова);
число, следующее за числом шесть (семь);
полезная птица с жёлтой грудкой (синица);
регулирует движение на перекрёстке (светофор);
усатая рыба (сом);
что видим, когда спим (сон);
предмет обуви (сапоги);
предмет мебели для сидения (стул);
какую ноту кладут в суп (соль);
как называется группа птиц (стая);
насекомое, напоминающее вертолёт (стрекоза)
III. Итог:
- С каким звуками мы сегодня работали?
- Дайте им характеристику.
- Что вам понравилось на занятии?
- Кто к нам приходил сегодня в гости?
- Старичку – Лесовичку очень понравилось, как вы занимались. Он желает вам больших успехов.
Отметить активность детей.