Ирина Гурова
Логопедическая сюжетно-дидактическая игра «Помощники совы» для автоматизации [С] в словах и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация звука [с], развитие грамматического строя речи.
Игра предусматривает проговаривание слов, словосочетаний, предложений, включающих в себя звук [с] в непринуждённой игровой форме. Она может быть проведена с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Для организации игры понадобились распечатанные листы бумаги с зимними фонами и пряжа для упаковки «сокровищ» совы, сухой бассейн с белыми пробками «снегом», игрушки (список см. в описании игры).
Публикация «Логопедическая сюжетно-дидактическая игра „Помощники совы“ для автоматизации [С] в словах и предложениях» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Сова, совушка, совенок, совята
- Сова. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Задачи:
- Автоматизировать [с] в словах, словосочетаниях и предложениях.
- Упражнять в употреблении простого распространённого предложения.
- Закреплять понимание и использование предлогов «у», «на», «с» («со») в составе предложения.
- Способствовать нормализации мышечного тонуса пальцев, развитию пальчиковой моторики, зрительно-моторной координации.
- Развивать мышление, творческое воображение.
Материал для игры:
- игрушки-сказочные персонажи: полярная сова, Баба Яга, медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж;
- мелкие игрушки, имеющие в названии звук «с» в разных позициях: собака, свинья, сова, стул, смайлик, страус, снежинка, салат, самолёт, лист, носорог, ананас, редис, слон, кактус;
- сухой бассейн с белыми пробками (снегом, белые мягкие салфетки, гирлянда из белых снежинок, санки.
Весь материал во время игр может располагаться как на полу, так и на столе.
Ход игры:
В ходе игры разворачивается сказочный сюжет, в начале которого главную роль берёт на себя логопед. Затем он даёт возможность ребёнку самостоятельно продолжить игру, направляя её, подсказывая при необходимости возможные действия героев и их высказывания.
Взрослый показывает ребёнку игрушку – полярную сову (можно подробно рассмотреть её, подобрать слова-признаки: северная, белая, нарядная, сказочная, восхитительная, красивая). Логопед сообщает ребёнку, что сова приготовила для лесных жителей подарки – «сокровища», а Баба Яга их украла и закопала в снег. Баба Яга не хочет, чтобы зверята получили подарки (при этом подарочки на глазах у ребёнка закапываются в «снег»).
Сова просит нас о помощи. Нужно найти подарки, развернуть их, чтобы отвезти их лесным жителям. Выполняя эти действия, дети составляют предложения о том, что же есть у совы: «У совы ананас. У совы салат. У совы собака. У совы кактус» и т. д.
После этого сова снова просит о помощи – нужно доставить подарки зверятам на санках. Сова может сама сказать, какой подарок кому нужен. Но целесообразно дать возможность выбора и ребёнку (то есть, здесь могут быть варианты). Ребёнок кладёт на санки предмет и везёт его. При этом взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает: «На чём повезём ананас? Ананас на санках. Кому везёшь ананас? Я везу ананас медведю. А как ты думаешь, кому нужен самолёт? На чём повезёшь самолёт?» и т. п.
После того, как все предметы оказались у зверей, взрослый просит ребёнка ответить на вопрос «Кто с чем?» В ответе – предложение с предлогом «с» («со») – «Медведь с ананасом. Лиса со слоном. Белка с самолётом» и т. д.
Заодно также полезно спросить, для чего нужны все эти предметы зверям. Таким образом, у ребёнка появляется возможность многократного проговаривания автоматизируемого звука в словах и предложениях.
Когда все предметы оказались у зверей, стоит предложить ребёнку пофантазировать, продолжить игру. Может, быть звери будут ходить в гости и угощать друг друга чем-то съедобным (салатом, ананасом, редиской). А может быть, они будут играть или фотографироваться с игрушками – собачкой, слоном, свиньёй. Возможно, они будут кататься на санках и съезжать с горы (для этого нужно устроить горку, например, из деталей конструктора). Во всех этих играх возникает необходимость активного использования звука [с] в речи.
Окончание игры тоже можно организовать интересно: «Наступил вечер, затем ночь, в лесу стало темно и все пошли спать. Зверятам будут сниться сладкие сны».