Ирина Гурова
Логопедическая дидактическая игра «Подбери по цвету» для автоматизации звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Главной целью при использовании игры с кубиками «Подбери по цвету» является автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях.
Также при её использовании решаются и другие важные задачи:
- Активизировать словарный запас.
- Закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными в роде при составлении словосочетания «прилагательное + существительное».
- Развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза.
Публикация «Логопедическая дидактическая игра „Подбери по цвету“ для автоматизации звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2018
- Развивать восприятие цвета, закреплять умения правильно называть красный, оранжевый, розовый, бордовый, чёрный, серый цвета.
- Способствовать развитию мышления, умений ориентироваться на плоскости.
Материал: 9 кубиков, на грани каждого из которых картинки красного, оранжевого, бордового, розового, серого чёрного цвета (это цвета и картинки, имеющие в названии звук [Р]).
1. Красная роза, красный фартук, красный помидор, красная ракета, красный шар, красная пирамидка, красные рукавицы, красный рак.
2. Розовая коробка, розовая расчёска, розовый карандаш, розовый забор, розовое пирожное, розовые перчатки, розовый поросёнок, розовый барабан, розовый торт.
3. Бордовый горшок, бордовая конура, бордовый кран, бордовое мороженое, бордовый виноград, бордовая кровать, бордовый штурвал, бордовая люстра, бордовая горка.
4. Оранжевый грузовик, оранжевая рыба, оранжевая корзина, оранжевая морковь, оранжевый шарф, оранжевые кирпичи, оранжевая гитара, оранжевая корона, оранжевый самовар.
5. Серая арка, серые шорты, серый топор, серая ручка, серый морж, серый крот, серая раковина, серая кобра, серый робот.
6. Чёрный портфель, чёрный таракан, чёрное перо, чёрный грач, чёрные ракетки, чёрный баран, чёрный червяк, чёрный муравей, чёрный цилиндр.
Материал для игры сделан из старых деревянных кубиков, на грани которых наклеены подобранные и распечатанные на принтере разноцветные картинки.
Ход игры:
Взрослый сообщает ребёнку, что в названии каждой картинки и каждого цвета имеется звук [Р] и предлагает найти на каждом кубике, например, все красные картинки, разложить их в три ряда так, чтобы в каждом ряду было по три кубика. Раскладывать нужно по порядку – в направлении слева направо и сверху вниз (по направлению письма и чтения) и при этом чётко проговаривать цвет предмета и его название: «красная роза, красный помидор, красное ведро…».
На следующем занятии можно предложить ребёнку аналогичное задание, но уже с картинками другого цвета (розовыми, оранжевыми, бордовыми, серыми, чёрными).
Располагать кубики можно и по-другому, например, в ряд. Главное – заранее об этом договориться. В таком упражнении можно закрепить понятия «начало ряда», «конец ряда», «первый кубик (картинка)», «последний кубик (картинка)». У воспитанников с нарушениями речи эти понятия часто формируются с трудом, что приводит к серьёзным сложностям при обучении позиционному и последовательному звуковому и слоговому анализу, и в дальнейшем может отрицательно сказаться на обучении чтению и письму.
Дополнительные варианты использования материала:
* «Назови все картинки на кубике». Ребёнок рассматривает картинки на одном, выбранном или предложенном взрослым кубике, составляет словосочетания: «красная роза, розовый торт, бордовый виноград, серый крот, чёрный грач, оранжевая морковь». Аналогично упражнение проводится с другими кубиками.
* «Считаем слоги» или «Построй пирамиду». Ребёнок раскладывает или расставляет кубики таким образом, чтобы в верхнем ряду были кубики с картинками, имеющими в названии один слог, во втором ряду – два слога, в третьем – три, в четвёртом – четыре. Каждый раз форма этих конструкций будет разной, так как количество слов с разным количеством слогов тоже разное.
При этом можно использовать кубики с картинками как разного, так и одного цвета. Об этом просто нужно заранее договориться.
* «Найди все…». Взрослый предлагает ребёнку найти предметы, относящиеся к одной группе, например, «Найди все предметы одежды и головные уборы», «Найди всё съедобное», «Найди всё живое» и др… При этом ребёнок всегда чётко называет цвет и название картинок.
* «Найди лишнюю картинку». Взрослый сам раскладывает кубики таким образом, чтобы в группе изображённых предметов был один лишний. Ребёнок находит его и называет.
И это далеко не полный перечень возможных вариантов использования материала игры.
Важно отметить, что упражнения на автоматизацию, требующие конкретных игровых действий, всегда интересны, повышают познавательную и речевую активность ребёнка, позволяя тем самым ненавязчиво и увлекательно выполнять сложную для некоторых детей задачу – овладевать правильным произношением сложных звуков.