Бакустина Ирина
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишке. "
Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах,словах, чистоговорках, предложениях.
Задачи:
• Образовательные:
o уточнить представления детей о звуке (Ш);
o закрепить лексическую тему "Осень";
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Медведь, медвежата
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
• Коррекционные:
o закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, коротких предложениях.
o развитие артикуляционной и мелкой моторики;
o развитие фонематического слуха;
o развитие речевого дыхания.
• Развивающие:
o закрепить умение определять место звука в слове;
o развивать внимание, память, мышление и воображение;
o упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.
• Воспитательные:
o формировать положительную мотивацию на занятии;
o воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
o воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.
Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, Зайчик, дерево, осенние листья, картинки на звук Ш, карандаши, проектор, экран, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: пластиковые листики, карандаши, 6 зеркал,
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети и логопед встают в круг.
Логопед :
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
– Ответь мне, назови свое имя ласково.
Логопед : Ребята, посмотрите, кто это? Она принесла нам письмо. Давайте посмотрим от кого.
Слайд 2.
Логопед находит письмо и читает его: Слайд 3.
«Ребята, пишет вам Медведь Миша. У меня потерялся звук.
Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук».
Логопед :
– Ребята, поможем Мише? (Да). Давайте закроем глазки, посчитаем до трех и посмотрим, где мы очутились. Слайд 4.
- Куда мы попали?
-А какой это лес?
-Почему вы так решили?
-Какие еще приметы осени вы знаете?
2. Дыхательная гимнастика. Слайд 5.
Логопед : В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).
-Молодцы!
-Ну,а теперь давайте соберем опавшие листочки.
3. Пальчиковая гимнастика. Слайд 6.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого на одной руке)
Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, (загибать пальчики, начиная с большого на другой руке)
Маме осенний букет отнесём. Собираем листочки)
Логопед : Мишка предлагает разбудить язычки, чтобы они старались говорить.
Для этого мы сделаем несколько упражнений.
4. Артикуляционная гимнастика. Слайд 7.
«Лопаточка» Слайд 7.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Описание: Методические указания:
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
«Качели» Слайд 8.
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
Описание: Методические указания:
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Вкусное варенье» Слайд 9.
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
Описание: Методические указания:
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
«Маляр» Слайд 10.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Описание: Методические указания:
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Чашечка» Слайд 11.
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Описание: Методические указания:
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
Логопед : Молодцы, ребята.
4. Анализ артикуляции звука. Слайд 12.
Логопед :
Сделайте «чашечку», убрали в ротик, зубки сближены, губки округлены, подуйте теплой воздушной струей.
Это звук согласный, твердый, глухой. Давайте проверим, поставьте ладошку на горлышко, произнесите звук [ш].
-Еще раз произнесите звук [ш] какой? Слайд 13.
5. Характеристика звука.
Логопед : Итак, первое задание. Слайд 14.
-Определите гласный звук или согласный?
2. задание. Слайд 15.
-Твердый или мягкий?
3 задание. Слайд 16.
Звонкий или глухой?
-Давай те еще раз скажем звук [ш] какой? (дети повторяют)
-Теперь мы знаем какая буква пропала у Мишки.
Характеристика звука (Ш)
Логопед : Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш) :
• Звук (Ш) – согласный или гласный? (согласный);
• Звонкий или глухой? (глухой);
• Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
• Каким цветом обозначаем? (синим).
Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика).
6. Автоматизация звука в слогах и словах.
Слайд 18.
Логопед : Лесная тропинка привела нас на полянку на которой остался последний цветочек, он не простой, а с заданием:
-Оторвите листочек и повторите слоги и слова.
Ша - ша - ша - как погода хороша!
Шу -шу - шу - никуда я не спешу.
Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!
Шэ - шэ - ше - как приятно на душе!
Ша - ша - ша - есть игра у малыша.
Шу - шу - шу - помогаем малышу.
7. Физкультминутка. Слайд 19.
Ребята, кто это у нас плачет под кустиком. (зайчик)
-Он потерялся и не может найти дорогу домой, давайте его проводим.
Музыкальная физкультминука «Зайчишка».
(закрыть экран)
8. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах.
Логопед :
-Вот мы добрались до дуба. Выполните следующее задание.
-Вам нужно выбрать те картинки, в названиях которых есть звук «ш».
-Молодцы, вы справились и с этим заданием.
9. Развитие фонематического слуха.
Логопед :
-Садитесь на места, сейчас поиграем в игру «Послушай, выложи,проверь»
- Пред вами игровое поле, я буду называть слова, а вы если услышите в слове звук «ш», то положите в клеточку листочек.
-Проверим, какой у вас получился узор. Слайд 20.
10. Упражнение "К какой схеме относится слово" Слайд 21.
-Мы движемся дальше. Перед нами теремок. В нем есть три окошечка.
Если звук стоит в начале слова мы проведем линию к первому окошечку, и т. д
-Возьмите карандаш и выполните это задание.
-Молодцы вено выполнили.
(Дети определяют к какой схеме относятся слова).
Логопед : Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!
13. Соотнесение звука «ш» с буквой Ш
Логопед : А теперь давайте соберем букву ш.
-Подойдите к столу и из пазлов соберите букву Ш.
Слайд 22.
14. Автоматизация звука Ш в предложениях
Игра «Чьи игрушки?»
Логопед : На букве есть картинки, назовите их и расскажите, чьи они.
Например. У Миши шуруп. Это Мишин шуруп.
Итог занятия
Логопед : Вот мы и помогли Мишке найти его звук. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш).
– Теперь он будет говорить правильно.
Давайте исправим его (Слайд 23. с картинками слов : шишка, мышка, шарик. Дети называют.)
Логопед : Вам понравилось занятие? Что было интересно, что понравилось, что было трудно? Слайд 24.
Вы все молодцы и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.