Ирина Гурова
Логопедическая дидактическая игра по автоматизации звука [Л] «Друзьям помогаем — цифры подбираем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация [Л] в словосочетании, развитие грамматического строя речи.
Эта игра предусматривает проговаривание словосочетаний, включающих в себя слова с автоматизируемым звуком [Л] в непринуждённой игровой форме. При этом существительные согласуются с разными числительными. За счёт этого игра является достаточно эффективной для достижения её главных целей.
Задачи:
- Автоматизировать [Л] в словосочетании «числительное + существительное»; «числительное + прилагательное + существительное».
Темочки:
- Автоматизация звуков. Дидактические игры
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звук [Л]. Игры, дидактические пособия
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Логопедия. Работа логопеда
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Обучение грамоте, логопедия. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2020
- Упражнять в согласовании числительных «два», «три» «четыре» и «пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять», «десять» с существительными; затем с прилагательными и существительными в роде.
- Закреплять навыки количественного счёта в пределах 10.
- Развивать зрительное внимание, восприятие.
- Способствовать развитию пальчиковой моторики (точности движений пальцев рук при выкладывании цифр на карточки).
Материал для игры:
- плоскостные изображения игровых сказочных персонажей – поросёнок Хрюша, зайчонок Степашка, щенок Филя и ворона Каркуша;
- карточки с изображением разного количества предметов (в названии каждого – звук «Л», подобранными так, чтобы существительное в словосочетаниях воспроизводилось в двух разных формах (с разными окончаниями, создавая так называемые грамматические противопоставления, например,
два слона – десять слонов
два платка – шесть платков
два яблока – восемь яблок
две лодки – десять лодок
три стола – семь столов
три платья – десять платьев
три белки – девять белок
четыре голубя – шесть голубей
четыре полки – восемь полок
четыре куклы – семь кукол
четыре лампы – пять ламп (на каждой карточке в правом нижнем углу – жёлтый круг – место для выкладывания соответствующей количеству предметов цифры);
- цифры для выкладывания на карточки.
Весь материал во время игр может располагаться как на столе, так и на доске.
Варианты игр и игровых упражнений:
Представленный материал позволяет проводить разнообразные игры в зависимости от возможностей ребёнка и этапа работы по развитию грамматического строя речи, а именно над согласованием числительных с существительными. Играть можно как с одним ребёнком, так и с несколькими. Также можно использовать этот материал на фронтальном занятии по грамоте при изучении звука «Л» и соответствующей буквы.
Для начала можно положить перед ребёнком всего одну карточку (её приносит, конечно же, игровой персонаж, например, Степашка) и попросить помочь Степашке сосчитать предметы, найти и положить нужную цифру. При этом побуждаем ребёнка к составлению словосочетания («две лодки»).
В играх с материалом педагог, конечно же, может создавать интересные для детей сказочные игровые ситуации.
Потом Степашка может принести вторую карточку с другим количеством этих же предметов. Проводится аналогичная работа («десять лодок»). Также каждый персонаж может принести и свою карточку, как, например, на этом фото: «Два яблока. Восемь яблок.»
Если речевые возможности ребёнка позволяют, то можно включать эти словосочетания в предложения: «Степашка принёс два яблока. Каркуша принесла 8 яблок. У Степашки два яблока, а у Каркуши 8 яблок». Также усложнением является включение прилагательного в словосочетания, желательно тоже со звуком «Л» («восемь спелых яблок», «два кислых яблока»).
Сказочный друг, конечно же, может принести разное количество карточек, например, как на фото, сначала три карточки с разными предметами в количестве от 2 до 4. Получатся такие словосочетания: «Две лодки, три белки, четыре полки».
Затем появляются ещё три карточки – с другим количеством тех же предметов (от 8 до 10). В словосочетаниях уже меняется форма существительных: «Восемь полок, девять белок, десять лодок».
Когда произносительные и речевые возможности в целом у ребёнка возрастают, в игру можно включить большее количество и персонажей-друзей, и карточек.