Ирина Гурова
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять произношение звука [л’] в словах, предложениях.
- Продолжать формировать навыки звукового анализа.
- Уточнять, активизировать словарный запас по лексической теме «Лето. Лес».
- Упражнять в изменении числа глагола прошедшего времени.
- Продолжать учить образованию относительных прилагательных, использовать их в составе простого предложения.
- Закреплять умение составлять простое распространённое предложение по сюжетной картинке.
Корекционно-развивающие:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
- Продолжать развивать речевое дыхание: формировать длительный плавный выдох.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, зрительный гнозис, ориентировку на плоскости.
- Способствовать нормализации тонуса кистей и пальцев рук, развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога.
- Воспитывать интерес к природе родного края.
Материал:
игрушки для массажа – земляника и малина из пластмассы; бабочки из картона на ниточках; картинный материал из картотеки Куликовской Т. А. «Сказка «Прогулочная», материал к игре «Звуковая мозаика», тренажёр «Пальчиковый бассейн» (фасолевый) с набором игрушек, имеющих в названии звуки [л] и [л’]; картонные квадраты (коврики) зелёного и синего цвета; картинки с изображением деревьев (тополя, липы, клёна); материал для составления схемы слова (кружочки-смайлики зелёного цвета); игра «Домино – цепочка слов» (на звук [л’]; мяч; сюжетные картинки; листья осины, клёна, тополя, липы, дуба из гербария.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики, нормализация тонуса кистей и пальцев рук.
1) Проводится пальчиковая игра «Ягоды»:
На полянку я пойду:
Земляничку там найду.
(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы рук.)
А потом ещё малинку
(Соединяем все пальцы правой руки по очереди с большим.)
Положу в свою корзинку.
(Соединяем все пальцы левой руки по очереди с большим.)
Ягоды несу из леса –
Будем есть с сестричкой вместе!
(Чередуем удары кулачков кулачков и хлопки в ладоши.)
2) Проводится массажная игра «Прогулка» с использованием игрушек – ягод из пластмассы.
Логопед поглаживает поочерёдно, начиная с большого, пальчики ребёнка правой руки малиной, а левой – земляникой под текст:
Один, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять:
Этот пальчик – по дорожке,
Этот пальчик – по тропинке,
Этот пальчик – за грибами,
Этот пальчик– за малинкой,
Этот пальчик заблудился –
Очень поздно возвратился.
Логопед: Когда созревают ягоды? (Летом). А где же их собирают? (В лесу). Какой звук ты слышишь в каждом слове: «лето», «лес», «земляника», «малина»? (В каждом слове слышим звук [л’]).
Постановка цели занятия логопедом: «Сегодня будем учиться правильно произносить звук [л’], отличать его от звука [л] и вспоминать время года, которое только что закончилось - лето!»
II. Развитие дыхания. Выработка плавного длительного выдоха.
Дыхательное упражнение «Летающая бабочка».
Логопед предлагает ребёнку выбрать бабочку и подуть на неё так, чтобы она полетела. После упражнения логопед читает стихотворение К. Бендовой «Бабочка».
Бабочка-летунья –
С цветка на цветок!
Бабочка-летунья –
Длинный хоботок!
На цветок садится –
Соком насладится.
А цветы благодарят,
Ей спасибо говорят.
III. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: «А сейчас мы с тобой отправимся на весёлую летнюю прогулку с нашим весёлым Язычком». Проводится артикуляционная гимнастика в форме сказки «Прогулочная» (Автор Т. А. Куликовская).
1) Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
(Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы).
2) Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам.
(Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, старясь максимально высунуть его изо рта).
3) Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом.
(Рот открыть. Проводить широким языком вперёд-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щёк).
4) На качелях оказался -
Вверх взлетал и вниз спускался.
(Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку).
5) Догадаться кто бы мог:
Язычок наш, как грибок!
(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку).
6) Язычок гармошку взял,
Поиграл и не устал.
(Открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в предыдущем упражнении. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку).
7) То иголка, то лопата
Язычки у вас, ребята.
(Высунуть язык изо рта. Попеременно делать его узким и широким (чередование напряжения и расслабления языка).
8) Надоели превращенья:
Лижет язычок варенье.
(Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу спереди назад. Рот не закрывать).
9) Любит он покушать сладко,
После скачет на лошадке!
(Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку).
IV. Развитие фонематического слуха. Формирование навыков звукового анализа.
1). Дифференциация [л]-[л’] на слух. Игра «Звуковая мозаика».
Логопед: «Сейчас будем слушать «летние» слова. Если услышишь в слове звук [л], положи в клеточку синий квадрат, а если [л’] – зелёный. Помнишь, что квадратики выкладываем в направлении слева направо и сверху вниз? Если у тебя получится такой же узор, как у нашего весёлого Язычка, то ты правильно выполнил задание!»
Слова для игры:
СОЛНЫШКО - ЛИПА - ВАСИЛЁК - ЛЕТО
ЛЕС - ЛУГ - ЛАНДЫШ - ЛИСТЬЯ
ТОПОЛЬ - ЛАСТОЧКА - ОБЛАКО - КЛЁН
ЛЕПЕСТОК - МАЛИНА - ЗЕМЛЯНИКА - ГОЛУБИКА
В конце игры сравниваются два изображения. Если они одинаковы, то задание выполнено правильно. Логопед предлагает ребёнку подумать, что напоминает получившийся узор, на что он похож.
2). Различение [л]-[л’] в произношении. Игра с тренажёром «Пальчиковый бассейн» из фасоли.
Логопед: «Летом жарко. Все купаются и загорают. Вот и наши друзья – животные решили искупаться. Но долго ведь плавать нельзя. Давай позовём их загорать. На синем коврике будут загорать те животные, в названии которых есть звук [л]- а на зелёном - [л’]».
Набор игрушек: лошадь, лось, козёл, слон, волк, лягушка, лиса, лев, цыплёнок.
3). Закрепление навыков позиционного анализа.
Логопед: «А теперь немного посидим около деревьев в лесу». Перед ребёнком картинки с изображением деревьев: липы, клёна и тополя. Логопед предлагает вспомнить их названия и определить место звука [л’] в каждом слове, составить схему.
V. Произношение звука [л’] в словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие зрительного восприятия, общей моторики.
1). Игра «Домино – цепочка слов».
Логопед: «Наш весёлый Язычок очень любит играть в домино и составлять цепочку слов – картинок. Давай и мы тоже поиграем». Ребёнок самостоятельно выкладывает карточки, называя пары картинок.
2). Игра с мячом «Один и вместе».
Логопед: «Летом наш весёлый Язычок очень любит играть в мяч. И мы с тобой сейчас поиграем! Я буду бросать тебе мяч и называть слово-действие. Это действие выполняет один человек (показ картинки). А ты возвращай мне мяч и изменяй слово так, как будто это действие выполняет несколько человек (показ картинки, например, «Ходил – ходили, купил – купили». Тогда в слове появится звук [л’]».
Слова для игры:
сидел - сидели
возил –
поливал –
копал –
гулял –
носил –
катал –
купался –
устал –
отдыхал –
лепил –
3). Составление предложений по сюжетным картинкам о лете.
Перед ребёнком на столе лежат 4 сюжетные картинки.
Логопед: «А теперь вспомним, чем же ещё можно заниматься летом. Угадай картинку по слову-действию, которое я назову, и покажи её: «бегали», «гуляли», «поливали», «копали».
Логопед: «А теперь давай вместе придумаем предложение по каждой картинке». В случае затруднения логопед задаёт наводящие вопросы, например, «Что делали Люба и Коля?» ("Из чего Люба и Коля поливали цветы?" и т. д. Ребёнок составляет простые распространённые предложения: «Люба и Коля поливали из леек цветы на клумбе» и т. д. После составления предложений все картинки переворачиваются изображением вниз и перемешиваются. Ребёнку предлагается переворачивать картинки по одной и вспомнить все предложения.
4). Образование относительных прилагательных. Развитие внимания.
На доске перед ребёнком листья от 5 деревьев (из гербария): осины, липы, тополя, клёна, дуба.
Логопед предлагает узнать, от каких деревьев листья.
Затем проводится игра «Скажи по-другому»:
лист липы – липовый лист,
лист тополя – тополиный лист,
лист клёна – кленовый лист.
Игра «Какой лист улетел?»
По команде «Ночь!» ребёнок отворачивается или закрывает глаза. Логопед убирает лист одного дерева. По команде «День!» ребёнок поворачивается и угадывает, какого листа не стало, отвечает предложением: «Улетел липовый лист» и т. д.
VI. Подведение итогов деятельности.
Логопед: «Вот и закончились наши летние игры. Какие из них ты запомнил? Какие игры тебе понравились? Что у тебя хорошо получилось? А что было трудно?» Отмечаются успехи ребёнка. Логопед предлагает выбрать картинку в подарок и наклеить её в тетрадь с индивидуальными заданиями.