Екатерина Михайлова
«Звук [Ш] и буква «Ш». Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи :
-Познакомить с буквой Ш.
-Уточнение артикуляции звука Ш;
-Развивать фонематическое восприятие через работу со словами -паронимами.
-Формировать умение находить новую букву среди других букв.
- Учить определять последовательность звуков в слогах и словах.
-Чтение обратных и прямых слогов и двухсложных слов с буквой Ш.
-Упражнять детей в составлении предложений с глаголами действия в настоящем,прошедшем и будущем времени.
Оборудование :
-Счётные палочки;
-Буквы (А,Ш,И,У,О) на каждого ребёнка.
-Предметные картинки (ромашки по количеству детей,мишка,кошка,мышка,мошка,зайчишка,воробушек,лягушка)
-Картинка или игрушка шмеля.
-Тетради,ручки,простые карандаши.
Ход занятия.
1. Ребята входят в группу,где приготовлена "полянка" из ромашек,а под ними спрятаны картинки животных со звуком Ш.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком,а с каким догадайтесь сами:
"Зима ушла за тридевять земель
Над лугом загудел мохнатый. (шмель)
С какого звука начинается это слово?С этим звуком мы и будем сегодня знакомиться. (Ш).
Ребята произносят звук и разбирают артикуляционный уклад (Губы в положении трубочки,зубы сближены,кончик языка за верхними зубами)
Дети определяют,что это согласный звук.
2. Рассказываю ребятам о том,что шмель проснулся после зимней спячки,расправил свои крылышки и полетел на цветочный луг!
На этом лугу звери и птицы играли в прятки и пригласили шмеля водить. (дети садятся каждый около своего цветочка).Ведущий ребёнок-шмель "летает".Он подлетает поочереди к каждой ромашке и ребёнок приподнимает её, а шмель находит того,кто под ней спрятался со словами:"Мышка,я тебя нашёл",выделяя [ Ш ]и т. д. пока все звери не будут найдены. Ребята снова прячут зверей под ромашки,встают,ходят по кругу,на сигнал воспитателя останавливаются и по памяти определяют кто спрятался под цветком,выделяя [ Ш ] в словах. (Например:"Под этой ромашкой спрятался мишка" и т. д.).
3. Игра "Слова-паронимы"
После игры в прятки шмель решил спеть вам смешные песенки,но если найдете ошибку поправляйте:
"С другом мы играли в. чашки,
Пили чай из белой. шашки. "
А как правильно?
"Вылезла из норки. шишка,
На неё упала. мышка. "
А как правильно?
"Мы с сестрой посуду. шили,
И наряды куклам. мыли. "
А как правильно?
Игра"Поймай звук"
Воспитатель произносит слова со звуком Ш и без него,а дети хлопают,если в слове услышали нужный звук!
4. Знакомство с буквой Ш.
Показ буквы. Дети рассматривают,выкладывают из палочек.

Объясняю ребятам,что у [ Ш ] нет мягкого братца,он звучит всегда твёрдо и обозначается синим цветом.


Дети читают слоги,а затем предлагаю вместе составить рассказ (воспитатель рассказывает и пишет на доске необходимое слово. Ребята пробуют прочитать слова.
"Девочка. ДА-ША любит рисовать карандашами. У неё на листочке нарисованы. МИШ-КА, МЫШ-КА, КОШ-КА.
Над ними летает. МОШ-КА.
Она укусила. МИШ-КУ.
У него на лбу. ШИШ-КА.

По написанным словам дети воспроизводят рассказ.
5. Работа в рабочих тетрадях на закрепления образа буквы и фонетики [ Ш ].
