Олеся Комарова
«Рассказывание по сюжетной картине «Сестра и братишка». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение стихотворения «Верёвочка» А. Л. Барто
Цель: 1) Активизировать знание воспитанников об играх и развлечениях детей весной; закрепить умения целенаправленно рассматривать картину, составлять интересные и содержательные описания её. 2) Закрепление звука (С,С). Дать характеристику звуку, уметь определять место звука в слове, делить слово на слоги, делать звуковой анализ слова. Составлять предложения из двух, трёх слов. 3) Уметь образовывать существительные обозначающих лиц по их занятиям.
Задачи: Закреплять умения детей осмысленно говорить, обогатить речь детей. Привить любовь к рассматриванию картин, к рассказам А. Л. Барто.
Ход занятия
1) – В: - Наступил месяц май, последний месяц весны. Взрослые, и дети соскучившись по теплу, зелени, солнышку, рады весне и месяцу маю. Вспомните и назовите ваши любимые игры и развлечения весной. (Качаться на качелях, кататься на велосипеде, строить из песка башенки, кататься на каруселях, играть в классики, скакать на скакалке и т. д.)
Читаю стихотворение «Верёвочка» А. Л. Барто
В: - Понравилось стихотворение?
- Шумная, весёлая
Весенняя Москва
Ещё не запылённая
Зелёная листва, -
Показываю картину
- Что изображено на картине? (Девочка и мальчик качаются на качелях)
- Какое время года изображено на картине (Весна)
- Почему весна? (Всюду яркая свежая зелень)
- Обратите внимание на качели, какие они? (Яркие, разноцветные, большие)
- Какие узоры на качелях? (Красные цветы, листочки, цв. треугольники)
В: Да, качели производят впечатление абсолютно новеньких, ещё не выгоревших от солнца, не потускневших от дождей. Качели большие, скорее всего для взрослых, но дети не сдаются с удовольствием качаются.
- Какая по вашему погода? (тёплая, но не очень солнечная)
- Где качаются дети на качелях? (В парке или сквере, может быть на детской площадке)
- Как одеты дети? (У мальчика шорты синего цвета, а у девочки юбочка синего цвета, у обоих детей кофточки красного цвета)
- Посмотрите внимательно, чем ещё похожи дети? (У обоих детей голубые глаза, светлые волосы)
- Как вы думаете, если дети так сильно похожи, кем они могут быть друг другу? (Брат и сестра)
- Чем заняты брат и сестра, расскажите об их настроении? (Дети пришли в парк. У них хорошее настроение. Они радуются, что качаются на красивой, расписной качели.)
- Как бы вы назвали эту картину? («Друзья», «Весёлые дети», «Дети в парке», «Брат и сестра»)
- А сейчас я хочу, что бы вы составили небольшой рассказ по картине, только не забудьте рассказать, а до того как дети пришли в парк, чем они могли заниматься и что дети будут делать когда уйдут из парка.
- Затем дети рассказывают самостоятельно по картине. (1,2 – ребёнка)
Физ. минутка
Самокат, самокат
Самокату очень рад
Сам качу, сам качу
Самокат куда хочу!
2) Мы с вами сейчас рассматривали картину, беседовали по картине, а значить говорили много.
- А когда мы говорим, что произносим? (Слова)
- скажите из чего состоит наша речь? (из слов)
- А слова составляют, что? (предложения.)
- А слова делятся на что? (Звуки)
- У каждого звука есть значок, это буква.
Покажу картинку «В магазине»
- Рассмотрите картинку, найдите слова со звуком «С» (Автобус, самолёт, гусь, санки, собака)
- Какой звук чаще других встречается в словах? (зв. «С»)
- Догадались о каком звуке мы будем говорить? (Звук «С»)
- Дайте характеристику звуку «С»
- Расскажите о звуке.
- Приготовили «шарики» (Дети имитируют сдутие шарика)
Вывод: Звук согласный (потому что не поётся)
Глухой (при произношении выходит воздух)
Может быть твёрдым и мягким (СА – СЯ, СУ – СЮ)
Д/И: «Доскажи словечко» - Нахождение места звука в слове.
1) То погаснет, то зажжётся 4) Ходит длинный, пасть
Ночью в роще огонёк Ноги кажутся столбам
Угадай, как он зовётся? Как гора огромен он,
Золотистый… (светлячок) Ты узнал, кто это?. (Слон)
2) Угадай - ка, что за птица: 5) На шесте – дворец Света яркого боится, Во дворе – певец,
Клюв крючком, глаза пяточком А зовут его (Скворец)
Ушастая голова. Это (Сова)
3) Это рыжая плутовка 6) Он охотно пыль глотает
И коварна и хитра Не болеет, ни чихает
Быстрых зайцев ловит ловко (Пылесос)
Кур ворует со двора
И мышами поживится
Любит шустрая (Лиса)
Д/И: «Камень, вата» Слова: Сон, сумка, василёк, суп, сом, насос, апельсин, сироп, семь, сила.
Физ. минутка
Девочки и мальчики прыгают как зайчики
Ножками топают, ручками хлопают. Головками кивают
Влево, вправо наклоняют. И тихо приседают.
3) – Разбор слов (Приём «Амонашвили» в чашечку)
- Разбор слова: «Сок» С…О…К - 3 зв. 3 буквы
- Сколько слогов: 1 – слог.
Разбор слова «Сова»: С…О…В…А – 4 зв. 4- буквы (дети выполняют за столами. Проверка на доске)
Составление предложений по картинке
Из двух слов ___ ___. по схеме.
Из трёх слов ___ ___ ___ .
Д/И: «Играет…»
3) – Словообразование существительных обозначающих лиц по их занятиям:
1 Играет в шахматы – шахматист
2 Играет на пианино – пианист
3 Играет в баскетбол – баскетболист
4 Играет в хоккей – хоккеист
5 Играет на баяне – баянист
6 Играет на гитаре – гитарист
Анализ