Герасименко Анна
Конспект занятия по развитию лексической стороны речи в старшей группе «Заучивание стихотворения «Ласточка» А. Майкова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию лексической стороны речи в старшей группе с последующим анализом
Тема: Заучивание стихотворения «Ласточка» А. Майкова.
Публикация «Конспект занятия по развитию лексической стороны речи в старшей группе „Заучивание стихотворения „Ласточка“ А, Майкова“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ласточка
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах; уточнять представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц, помочь вспомнить некоторых перелетных птиц (грач, ласточка, скворец и др., показать их (на картинках); рассказать, что первыми прилетают грачи; помочь понять, запомнить и выразительно читать стихотворение «Ласточка» А. Майкова.
Программные задачи:
Образовательные:
• Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;
• Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;
Развивающие :
• Развивать логическое мышление, память и внимание;
• Развивать тактильные ощущения, слуховое восприятие;
Воспитательные:
• Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций в картинках.
Словесные: художественное слово,
Практические: постановка задания, игра
Материал и оборудование: магнитофон, картинки с изображением птиц.
Индивидуальная работа: вызывать отвечать на вопросы замкнутого ребенка Максима.
Предварительная работа: Накануне занятия воспитатель рассматривает с детьми их рисунки на тему «Погода», выполненные ранее, помогает сделать вывод, какая погода характерна для этих месяцев.
Ход:
Организационный момент:
Занятие начинается с прослушивания грамзаписи «Голоса весеннего леса».
- Что вы слышали? - выключая проигрыватель, спрашивает педагог. (На все лады пели и щебетали птицы). - Где и когда так поют, заливаются птицы? (В лесу, весной).
Осенью затихают птичьи голоса, потому что многие пернатые…какое слово я сказала? …радующие нас своим пением, улетают в теплые края. Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети называют птиц, воспитатель последовательно выставляет на мольберте картинки с изображениями грача, ласточки, скворца, журавля. Обращается к детям:
- Почему же птицы покидают родные места? (Зимой не будет для них пищи - мошек, личинок, гусениц, и пернатые погибнут от голода и холода.)
Как вы думаете, куда раньше приходит весна, в поле или в лес? Где быстрее тает снег и почему?
Основная часть:
Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи - первые посланцы весны. Расскажите, как выглядит эта птица.
Выслушав ответы детей, педагог цитирует: «Ходят важные, тугим крылом поблескивают, носом землю ковыряют, червяков да личинок из нее вытаскивают. Люди рады грачам. Улыбаются, завидев их. «Здравствуйте, - говорят они птицам. - С прибытием вас!». Вслед за грачами скворцы прилетают, мчатся на родину ласточки. Замечательный русский поэт Майков написал стихотворение, которое так и называется - «Ласточка».
Воспитатель читает стихотворение. Спрашивает: «Как вы думаете, почему, примчавшись ласточка запела :
Как февраль, не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Все весною пахнет?
Физминутка: «Перелётные птицы»
Птицы в небе тают, тают (машем руками)
Птицы к югу улетают (козырёк)
Всё растаяли вдали (руки над головой)
Аист, цапли, журавли. (пальчики соединяем)
Вспомните, какая была погода в феврале? А в марте? Но ласточка знала : «Будь хоть снег, хоть дождик - все весною пахнет». Что знала ласточка? (2-3 ответа). Поэтому ласточка весело пела свою песенку».
Затем песню ласточки декламируют 2-3 ребенка поочередно. Педагог добивается выразительности исполнения.
Воспитатель читает дважды стихотворение целиком. При повторном чтении дети проговаривают текст вместе с нею (очень тихо). Далее следует несколько самостоятельных выступлений.
Заключительная часть:
Занятие заканчивается повторным прослушиванием грамзаписи птичьих голосов в весеннем лесу.
Рефлексия :
- Ребята, понравилось ли вам? Ребята, про кого мы с вами говорили? Чем мы с вами занимались?
Анализ занятия.
Занятие соответствует «Программе воспитания и обучения в детском саду». Предусмотрено для детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы воспитанникам легче было понять смысл строчек «Как, февраль, не злися, как ты, март, не хмурься…» была проведена предварительная работа. Дети рисовали рисунки на тему «Погода», изображая погоду в феврале. Это помогло детям самим подметить, что февраль - месяц вьюг и ветров, а в марте небо то засияет и заголубеет, то нахмурится. При этом была задействована зрительная память детей.
Также была активизирована эмоциональная память. Педагог уделила внимание настроению стихотворения, задала вопросы, которые помогли детям понять смысл авторских определений. Но не пояснила, как нужно прочесть те или иные строчки, не поощрила поиска ребенком нужной интонации.
Мало уделено внимания было образной памяти. Педагог не предложила детям пофантазировать Воспитателем было предложено продекламировать стих 2-3 детям. Также сама педагог прочитала стихотворение после разбора 2 раза. Это помогло активизировать слуховую память о теме стихотворения