Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
• Развивать навыки простого звукового анализа и звукового синтеза.
• Продолжать учить употреблять существительные в форме винительного, творительного, предложного падежей в составе простого предложения.
• Упражнять в составлении простого распространённого предложения по заданному вопросу с опорой на предметную картинку.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать общую, ручную, пальчиковую моторику, координацию речи с движениями.
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе „Звук [М]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
• Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание, чувство ритма и рифмы.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и друг друга.
Материал:
Игрушки – кукла и корова, пособие «Загадочная таблица» с изображёнными разноцветными буквами в белых и чёрных квадратах, символы звука [м], индивидуальные зеркала, игрушки, имеющие в названии звук [м], «чудесный мешочек» из ткани, предметные картинки, имеющие в названии звук [м], мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие слухового внимания, буквенного гнозиса, постановка цели занятия.
1). Логопед предлагает детям сесть на стульчики в той последовательности, в которой назовёт их имена. Проводятся статические пальчиковые упражнения (на обеих руках). «Корова» (указательный палец и мизинец выпрямлены, остальные пальцы сжаты.
«Телёнок» (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты).
2). Игра «Буквы и звуки».
Логопед: «Ребята, сегодня у нас в гостях красивая кукла (показывает детям куклу). Она умеет говорить только одно слово: «МА-МА». Кукла узнала, что мы с вами изучаем звуки и буквы и тоже захотела поучиться! Вот сейчас она вам покажет буквы на нашей «Загадочной таблице», а вы скажите ей, какой звук обозначает эта буква». После игры логопед повторяет вместе с детьми правило: «Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем».
3) Логопед: «Кукла пришла к нам не одна. Отгадайте, кто у неё есть:
Ест траву, жует, молчит,
А потом полдня мычит.
Ей погладите бока –
Даст парного молока.
Конечно, это корова! (показывает детям корову). Корова мычит так: «МУ-МУ».
Ребята, а вы догадались, какой новый звук мы будем сегодня слушать, и, конечно же, правильно произносить вместе с коровой и её хозяйкой?» Ответы детей, постановка цели занятия.
II. Характеристика звука [м] по артикуляционно-акустическим признакам.
Итак, что же напоминает вам этот звук?» (ответы детей). Логопед помещает на доске символ звука – картинку с изображением коровы и сообщает, что так корова зовёт своих телят: «М-м-м-м-м».
Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала: «Посмотрите в зеркала, произнесите [м] (покажите, как корова зовёт телят). Понаблюдайте: как (чем) мы произносим этот звук? Гласный или согласный звук «м»? С голосом или без голоса мы произносим звук «м»?» (дети высказывают мнения, Логопед просит детей закрыть уши ладошками и послушать звук (звучит громко, положить тыльную сторону ладошки на горлышко, и почувствовать, как оно «дрожит», после чего объясняет, что звук является звонким. Логопед обобщает ответы, поясняет, что при произношении [м] воздух выходит из носа (предлагает положить пальчик под ноздри и почувствовать «тёплый ветерок»). Символы звука располагаются на доске (кружок синего цвета, синий домик с колокольчиком).
III. Выделение звука из ряда других звуков. Игра «Ребята-телята».
Логопед: «Корова хочет с вами поиграть. Вы будете телятками, которые гуляют на лугу, а мама-корова будет гулять вместе с вами и петь разные песенки (произносить разные звуки). Как только услышите «М-м-м!» - это значит, корова зовёт своих телят. Нужно будет сразу подбежать к ней!
Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: «п, к, м, т, м, б, т, к, м, п, п, т, м…».
IV. Выделение звука на фоне слова. Игра «Угадай, как нас зовут».
Логопед: «А мы ведь до сих пор не знаем, как зовут корову и её хозяйку. Хотите узнать? Тогда слушайте внимательно. Я назову несколько имён девочек, а вы отгадайте, какое имя у куклы: «Таня, Катя, Оля, Лида, Маша». Дети высказывают вои мнения, выбирают нужное имя (слово со звуком [м] – Маша).
Логопед: «А теперь мы узнаем, как зовут корову: Бася, Зорька, Тося, Майя». Дети выбирают слово со звуком [м] – Майя.
V. Формирование фонематических представлений. Игра «Подарки для Маши и Майи».
Логопед: «Ребята, я приготовила подарки для Маши и Майи. Но наши гости сказали мне, что им нужны только те подарки, в названии которых слышится звук [м]. Помогите выбрать эти игрушки и предметы. Порадуйте Машу и Майю».
Дети выбирают нужные предметы (морковь, мыло, матрёшку, самолёт, молоток, лимон, мышку) и складывают их в «чудесный мешочек». После выполнения задания логопед предлагает детям вспомнить и назвать все подаренные предметы.
VI. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Произношение звука [м] в словах и предложениях.
Логопед: «Ребята, а давайте мы немного подвигаемся и научим гостей играть в нашу игру». Проводится подвижная игра, в которой дети выполняют движения соответственно тексту.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём,
И кружимся потом!
VII. Развитие чувства ритма и рифмы. Произношение звука «м» в словах. Позиционный анализ.
1). Игровое упражнение «Вы словечко подскажите и всё вместе повторите». Дети подсказывают слово в конце двустиший, после чего произносят строки полностью.
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобится…. (мыло).
Доски дружно мы везём,
Будем строить новый… (дом).
В шкурке жёлтой, кислый он,
Называется (лимон).
После выполнения этого задания логопед предлагает детям вспомнить все слова-подсказки и рассказать Маше и Майе, где находится их любимый звук в словах (в начале, середине или конце).
VIII. Развитие грамматического строя речи. Составление простых распространённых предложений по заданному вопросу с опорой на предметные картинки. Изменение существительных по падежам.
Логопед: «У куклы Маши есть для вас несколько вопросов-загадок. А отгадать их и ответить на вопросы вам помогут картинки-подсказки, которые она принесла». После каждого вопроса логопед показывает детям опорную предметную картинку, имеющую в названии [м].
- Где Маша покупает продукты? – Маша покупает продукты в магазине.
- Куда Маша складывает покупки? – Маша складывает покупки в сумку.
- Что Маша любит собирать в лесу? – Маша любит собирать в лесу малину.
- С чем Маша любит играть? – Маша любит играть с матрёшкой.
- С чем Маша любит пить чай? – Маша любит пить чай с лимоном.
- На чём Маша любит ездить? – Маша любит ездить на машине.
IX. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед: «Ребята, а теперь корова Майя хочет с вами поиграть! Она говорит: «Му!» Кто сможет повторить? (несколько детей воспроизводят звукосочетание). Какой первый звук в этой маленькой песенке? Какой второй звук? Сколько всего звуков вы услышали?» Дети отвечают на вопросы. «А теперь она с вами поиграет в игру «Живые звуки». Майя будет произносить звуки по отдельности, а вы слитно:
М, А – МА;
М, У – МУ;
М, О – МО». Логопед от имени Майи хвалит детей.
X. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Нашим гостям пора домой. Чему они научились вместе с нами? В какие игры они с нами играли?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт положительную оценку деятельности воспитанников, отмечая их успехи, предлагает пригласить куклу Машу и корову Майю на следующее занятие.