Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять, уточнять произношение звуков [у], [а], учить дифференцировать их на слух и в произношении.
• Учить различать звуки [а], [у] на слух в ряду гласных звуков, на фоне слова, выбирать картинки, в названии которых имеются заданные звуки.
• Формировать умение анализировать звукосочетания «АУ», «УАУ».
• Упражнять в составлении простого предложения, распространённого дополнениями.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе „Звуки [У]-[А]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
• Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, графо-моторные умения, пространственные представления.
• Способствовать развитию общей и пальчиковой моторики, координации речи с движениями.
Воспитательные:
• Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и друг друга, взаимодействовать в группе.
Материал:
«Пальчиковые бассейны» из фасоли и гороха, игрушки: сова, клоун Алик, утюг, автомобиль, апельсин, утёнок, 4 подарочных пакетика, символы звуков [а] и [у], предметные картинки, имеющие в названии эти звуки, карточки с буквами «А» и «У», большие буквы «А» и «У» красного цвета для коллажа и маленькие картинки для наклеивания, карточки с пунктирными изображениями звукосочетаний «УА», «АУА» по количеству детей, красные карандаши.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1) В «пальчиковом бассейне» из фасоли находятся картинки, имеющие в названии звук [у] (утёнок, узел, утюг, улей, улитки, ужи, улица, утка). Логопед предлагает детям подойти, узнать картинку по видимому фрагменту изображения, назвать её, и затем достать и сесть на стульчик. После того, как каждый ребёнок взял картинку, происходит обсуждение: «Чем похожи все слова?» Дети определяют, что в каждом слове мы слышим звук [у].
2) В «пальчиковом бассейне» из гороха находятся картинки, имеющие в названии звук [а] (акула, автобус, абрикосы, антенна, арбуз, автомат, ананас, апельсин). Логопед предлагает детям подойти, узнать картинку по фрагменту изображения, назвать её, и затем взять и сесть на стульчик. После того, как каждый ребёнок взял картинку, происходит обсуждение: «А чем похожи все эти слова?» Дети определяют, что в каждом слове мы слышим звук [а].
Логопед: «Ребята, а кто помнит, с кем вместе мы слушали звук [у]? Конечно, вместе с совой. Это её любимый звук. А чей же любимый звук [а]? Молодцы! Конечно, вы угадали, это клоун Алик. Сегодня совушка и клоун Алик пришли к нам в гости вместе. Они хотят научиться различать эти звуки и поиграть вместе с нами!
II. Характеристика, сопоставление звуков [а] и [у] по артикуляционно-акустическим признакам.
Логопед: «Давайте вспомним всё, что знаем о звуке [у]». Ответы детей, обобщение: «Когда мы произносим [а], рот широко открывается».
«А что мы узнали о звуке [у]?» Ответы детей, обобщение логопеда: «Когда мы произносим звук [у], губы вытягиваются трубочкой (на доске размещаются символы звуков). Мы с вами уже знаем буквы, которыми обозначаются эти звуки (дети сами размещают буквы на доске).
III. Развитие фонематических процессов.
Логопед: «А сейчас наши гости хотят с нами поиграть и заодно поучиться слушать свои любимые звуки».
1) Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
Логопед: «Сейчас я буду произносить звуки «А» и «У» очень-очень тихо: так, что их будет не слышно, но зато видно. Если я скажу [у] - покажите гостям букву «У», а если [а], то покажите букву «А».
2) Различение звука в ряду гласных.
Логопед: «Продолжаем игру: теперь будет слышно, но не видно. А вы снова показывайте нужные буквы: А, У, И, У, Э, Ы, У, А, У, У»… После игры логопед задаёт вопросы: «Что вы слушали? (звуки). А что вы показывали? (буквы). Давайте вспомним правило: «Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем!»
3) Выделение звука на фоне слова.
Логопед: «А теперь вы услышите слова. Помашите совушке левой рукой, когда услышите её любимый звук. А Алику помашите правой рукой, когда услышите его любимый звук: аист, адрес, апельсин, улей, утка, Аня, узел, Аля, угол, умница, улица». После этого логопед предлагает «подарить» буквы гостям – отнести буквы «У» сове, а буквы «А» - клоуну.
4) Развитие фонематических представлений. Выбор предметов, имеющих в названии различаемые звуки.
Логопед: «Ребятки, совушка и клоун Алик недавно ходили в магазин и принести покупки. Они хотят загадать нам загадку о своих покупках. Вот эти предметы! И пакетики есть! Интересно, сможем ли мы определить, кто что купил? Давайте попробуем». Дети называют предметы, определяют первый звук в слове, убирают покупку в пакет и отдают хозяину: «В слове «утюг» первый звук «у». Его купила сова» и т. д. обо всех.
IV. Развитие общей моторики, координации речи с движениями.
Логопед от имени гостей предлагает детям поиграть в игры про совушку и клоуна.
1). Игра «Совушка-сова»
Совушка-сова – большая голова,
(Положить руки на голову)
На пеньке сидит,
(Поставить руки на пояс)
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
(Повороты головой вправо-влево)
Да каааак полетит!
(Имитация взмахов крыльями)
2). Игра «Клоун»
На арену клоун вышел!
(Ходьба на месте)
Кто из вас о нём не слышал?
(Поднять руки вверх и помахать)
Поклонился, улыбнулся,
Потянулся, повернулся!
Он присел, потом привстал,
Головою покачал.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Мы захлопали в ладоши,
(Хлопки в ладоши)
Значит, клоун был хороший!
(Поднять руки вверх и помахать)
V. Развитие грамматического строя речи, памяти. Игровое упражнение «Покупки». Составление простого распространённого предложения.
Логопед: «Ребята, покупки из магазина у наших гостей теперь убраны в пакеты. А вы запомнили, кто что купил? Я сейчас задам вам вопросы, а вы попробуйте ответить на них правильно:
- Что купила в магазине сова? (Сова купила в магазине утюг и игрушечного утёнка).
- Что теперь есть у совы? (У совы есть утюг и игрушечный утёнок).
- Что купил в магазине Алик? (Алик купил в магазине апельсин и игрушечный автомобиль).
- Что теперь есть у Алика? (У Алика есть апельсин и автомобиль).
- Что сова будет делать утюгом (Сова будет гладить утюгом….)
- А зачем Алику апельсин? (Алик будет есть апельсин) и др.»
VI. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, графических умений.
1) Анализ звукосочетаний «АУ», «УАУ»
Логопед произносит звукосочетание: «АУ» и задаёт детям вопросы:
- Что вы услышали? Повторите.
- Сколько звуков я произнесла?
- Какой был первый звук?
- Какой второй звук?»
Вот как интересно! Сначала Алик спел свою любимую песенку, а потом совушка и получилось «АУ»! Соответствующие буквы выкладываются на доске, дети читают слияния гласных. Аналогично идёт анализ звукосочетания «УАУ».
2) Дети получают от гостей задание: обвести буквы по точкам на карточке
и прочитать их сочетания («УА», «АУА»).
VII. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Ну вот, ребята, нашей гостям уже пора домой. Они приготовили нам на память подарки. Вот они какие! Это две большие буквы: «А» и «У». Вы догадались, кто из них какую букву принёс? Но это ещё не всё! В одной коробочке они принесли нам маленькие картинки для украшения этих букв. Вечером вы их наклеите на буквы, и получатся красивые коллажи! А сейчас давайте вместе попробуем их расположить». Дети коллективно раскладывают картинки на буквы, самостоятельно определяя первый звук в каждом слове. Логопед от имени игровых персонажей хвалит детей за активность в играх и помощь.