Боцулко Оксана
Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О.
ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
• учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О; подбирать слова и картинки на эти звуки;
• закрепить понятие «слово», «гласный звук»;
• развивать фонематический слух;
• закрепить понятие о месте звука в слове – звук в начале слова;
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодику;
Публикация «Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе „Звуки [У], [А], [О]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
• тренироваться в выделении звука из состава слогов, слов (ударный звук в начале);
• воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- зеркала;
- предметные картинки на звуки А, У, О;
- карточки-символы звуков А,У, О;
- схема для характеристики звуков;
- цветные фишки для ЗБА;
- счетные палочки.
Ход образовательной деятельности.
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности.
Социально-коммуникативное развитие,
речевое развитие
Слайд 1 Игровая деятельность Речевая деятельность 1. Организационный момент
Игра «Слушай – повторяй»
На место сядет тот, кто правильно повторит за логопедом.
Мак-бак-так
Лук-бук-тук
Ток-бок-сок
Бок-бак-бук
Рок-рак-рык
Дам-дом-дым
И т. п.
Физическое развитие
Слайд 2 Двигательная деятельность 2. Развитие общей моторики. «Осенью».
Опустел скворечник,
Улетели птицы (машут руками как крыльями)
Листьям на деревьях
Тоже не сидится (приседают).
Целый день сегодня
Все летят, летят… (идут по кругу, машут руками).
Видно тоже в Африку
Улететь хотят (бегут по кругу).
И. Токмакова.
Физическое развитие
Слайд 3 Двигательная деятельность 3. Развитие мелкой моторики.
«Журавли»
Летят лениво журавли,
Летят они, прощаются…
(взмахи перекрещенными кистями рук,
С елками зелеными,
С березами и кленами,
С долинами, озерами
С родимыми просторами.
(Загибают по одному пальцу, начиная с большого).
Физическое развитие Двигательная деятельность 4. Массаж лица.
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам).
Физическое развитие
Слайд 4 Двигательная деятельность 5. Развитие мимических мышц.
Выразить состояние печали и грусти («вы прощаетесь с улетающими птицами,
Выразить радость, («птицы вернулись в родные края»)
Физическое развитие Двигательная деятельность 6. Артикуляционная гимнастика.
- «Окошко» закрывается и открывается;
- «Пожевывание» - жевательные движения в медленном темпе;
- «Отставление» нижней губы от десен;
- «Втягивание» нижней губы внутрь рта;
- «Индюк».
Физическое развитие Двигательная деятельность 7. Развитие дыхания и голоса.
Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно А.
Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести У---
Вдохнуть и на выдохе произнести протяжно О---
Речевое развитие
Слайд 5 Речевая деятельность 8. Тема занятия.
- Мы уже познакомились со звуками А, У, О, сегодня мы будем учиться их различать.
Речевое развитие
Слайд 6-7 Речевая деятельность 9. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Дети произносят звуки, затем сравнивают, чем они похожи и чем отличаются.
Сходство – гласные;
Отличие – артикуляция;
Речевое развитие
Слайд 8
Речевая деятельность 10. Загадки:
Это старый наш знакомый :
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. ( Ответ: Аист)
Встреча с ними - ой, беда,
Нос - как острая игла,
В щель забьются, вроде спят,
Только тронешь - зажужжат. ( Ответ: Осы)
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно – это … ( Ответ: Утка)
Выделение первого звука из слов АААист, УУУтка, ОООсы.
Физическое развитие
Слайд 9 Двигательная деятельность 11. Физкультминутка.
Выполнять движения по тексту.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать,
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.
Речевое развитие Речевая деятельность 12. Закрепление звуков в слогах.
Выделение начальных звуков АП, УП, ОМ, АН, УН, ОК, УМ, АМ, ОП и др.
- Сколько звуков вы слышите? (2)
- Какой первый звук?
Речевое развитие
Слайд 10 Речевая деятельность 13. Закрепление звуков в словах – игра «Назови первый звук» .
Дети называют картинки на звуки А, У, О выставленные на доске. После этого поочередно выходят, берут понравившуюся картинку и определяют первый звук в ее названии.
Если ребенок ответил правильно – он забирает картинку к себе на место.
Речевое развитие
Слайд 11 Речевая деятельность 14. Закрепление звуков в предложениях – Игра «У меня есть – а у тебя нет»
Составление предложений со словами – названиями картинок.
- У меня АСТРА, а у тебя нет АСТРЫ!
- У меня УТЮГ, а у тебя нет УТЮГА!
- У меня ОКНА, а у тебя нет ОКОН!
Речевое развитие
Слайд 12-13-14 Речевая деятельность 15. Закрепление звуков в тексте.
Повторение за логопедом:
Ан-ан-ан-ан – в кухне течет кран.
Ух-ух-ух-ух – ходит по двору петух.
Оп-оп-оп – мы в ладоши хлоп!
Ап-ап-ап – дождь идет, кап-кап!
Ус-ус-ус – у Сани укус!
Ом-ом-ом – в речке большой сом!
Речевое развитие Речевая деятельность 16. Домашнее задание.
Составить схемы звукосочетаний :
АО, УА, ОУ
АОУ, УАО, ОУА
Речевое развитие
Слайд 15 Речевая деятельность 16. Итог занятия и оценка работы детей.
- Какие звуки учились различать?
- В чем их сходство?
- В чем различите?