Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять, уточнять произношение звука [к’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
• Развивать навыки простого звукового анализа и синтеза.
• Учить добавлять заданный слог к первой части слова (для получения целого слова).
• Упражнять в изменении числа существительных (именительный падеж).
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе „Звук [К’], Утёнок Кеша“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Утки, утята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
• Упражнять в составлении простого распространённого предложения по заданному вопросу с опорой на предметные картинки.
Корекционно-развивающие:
• Развивать общую, пальчиковую моторику.
• Развивать зрительное, слуховое, восприятие, внимание, графо-моторные умения.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и ответы друг друга.
Материал:
Игрушка – заводной утёнок, цветная коробка – «сказочный лифт», профиль артикуляции изучаемого звука, символы звука [к’], индивидуальные зеркала, карточка с заданием; простые карандаши по количеству детей, пакет с предметами, имеющими в названии звук [к’] (букет, кисть); стаканчики с фасолью, домики зелёного цвета, материал «схема слова», карточки с буквами, кассы букв, мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие слухового внимания, буквенного гнозиса, постановка цели занятия.
1). Игра «Обезьянка». Дети повторяют за логопедом движения: «Кулачки», «Замок», «Ёж», «Шарик», «Коза», «Корова», «Дом», «Ворота» и др.
2). Загадывание загадок (в словах-отгадках – звук [к’]):
Ходят вперевалочку, плавают, ныряют,
На дне пруда корм добывают. (Утки)
Зелены мы, как трава,
Наша песенка: «ква-ква». (Лягушки)
Весь день ползём мы по дорожке,
То выпустим, то спрячем рожки. (Улитки)
Ползут наоборот, задом наперёд,
Всё под водой хватают клешнёй. (Раки)
Логопед: «Ребята, кто запомнил и может назвать все слова-отгадки? (один ребёнок называет слова). Сколько слов вы услышали? Какой звук встречается в каждом слове?» (ответы детей). Ребята, сегодня мы будем слушать и правильно произносить звук [к’] вместе с нашим гостем. Кто же это?»
II. Произношение звука в слогах.
«Прилетает» сказочный лифт (логопед достаёт коробку и вынимает из неё заводную игрушку-утёнка): «Это утёнок Кеша. Он ещё не умеет как мама-утка, говорить «кря-кря», поэтому поздоровается с вами по-своему. Кеша «подходит» к каждому ребёнку и здоровается. Каждый ребёнок повторяет за Кешей:
ки-ки-кё
ке-ке-кю
кю-кю-ке
кё-кё-ки
ки-ки-кя-кя
ке-ке-кю-кю
кя-кя-кё-кё
кю-кю-ки-ки (возможны и другие варианты сочетаний слогов в зависимости от возможностей воспитанников)
III. Характеристика звука [к’] по артикуляционно-акустическим признакам.
Итак, что же напоминает вам любимый звук Кеши?» (ответы детей). Логопед помещает на доске символ звука – картинку с изображением ёжика, на лапку которого падет капелька (из пособия Агранович З. Е.) и просит детей воспроизвести звук.
Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала: «Посмотрите в зеркала, произнесите [к’]. Понаблюдайте: как (чем) мы произносим этот звук?» Дети высказывают мнения. Логопед обращает внимание на то, что губы при произношении звука «улыбаются», задняя часть языка глубоко во рту стучит по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. «Гласный или согласный звук [к’]? Почему? Твёрдый он или мягкий? С голосом или без голоса мы его произносим?» Логопед просит детей закрыть уши ладошками и послушать звук (звучит тихо, положить тыльную сторону ладошки на горлышко, и почувствовать, что горлышко «не дрожит», после чего объясняет, что звук является глухим. Символы звука (кружок зелёного цвета, зелёный домик) и буква «К» располагаются на доске. «Итак, звук [к’] – согласный, глухой, мягкий. А обозначается он знакомой вам буквой «К».
IV. Выделение звука из ряда других звуков. Игра «Помаши Кеше».
Логопед: «Кеша хочет научиться слушать свой любимый звук и отличать его от других. Давайте поиграем. Когда услышите звук [к’], помашите Кеше правой рукой.
Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: «п, к’, м, т, д, м, к’, б, т, к’, м, н, п, п, т, м…».
V. Выделение звука на фоне слова. Игра «Посели слова в домик».
Логопед: «Продолжаем играть к Кешей. Он сегодня принёс нам много фасоли! Когда услышите слово со звуком [к’], положите зёрнышко фасоли в домик. Постарайтесь запомнить все слова: кит, дом, пакет, стол, очки, кисточка, стена, кисель, машина». После игры дети считают зёрнышки и вспоминают слова.
VI. Формирование фонематических представлений. Игра «Картинки для Кеши».
Логопед: «Ребята, я предлагаю сделать подарки нашему гостю. Кеше нужны картинки, в названии которых находится звук [к’]. Помогите выбрать эти предметы на карточке и проведите линию от каждого из них к зелёной коробке».
Логопед обсуждает с детьми названия картинок, так как среди них есть и малознакомые детям предметы (кекс, бант, кирпич, автобус, кеды, кенгуру, стул, туфли, кегли, кино, кипарис, кизил). Дети проводят линии карандашами. После выполнения задания логопед предлагает рассказать, что они положили Кеше в коробку (составить предложения).
VII. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Произношение звука [к’] в словах и предложениях. Игра «Я и мы». Кеша играет с детьми.
Дети встают в круг. Логопед от имени Кеши говорит о том, что он умеет делать, и показывает движение, а дети имитируют это движение, повторяют фразу, меняя местоимение и число глагола и существительного, если оно присутствует во фразе:
Кеша: «Я киваю». Дети: «Мы киваем».
Кеша: «Я рисую кисточкой». Дети: «Мы рисуем кисточками».
Кеша: «Я кидаю мяч». Дети: «Мы кидаем мячи».
Кеша: «Я иду в кино». Дети: «Мы идём в кино».
Кеша: «Я поднимаю кирпич». Дети: «Мы поднимаем кирпичи».
Кеша: «Я пеку кекс». Дети: «Мы печём кексы».
Кеша: «Я несу кегли». Дети: «Мы несём кегли».
VIII. Развитие навыков позиционного анализа.
Логопед: «Ребята, Кеша принёс в пакете предметы и хочет их нам показать. Итак, это (вынимает предметы из пакета) кисточка и букет. Давайте научим Кешу определять, где находится его любимый звук в словах». Дети составляют схемы и объясняют: «В слове кисточка звук [к’] находится в начале. В слове букет (пакет) звук [к’] находится в середине».
IX. Развитие грамматического строя речи. Изменение числа существительных. Игра с мячом «Измени слово так, чтобы в нём появился звук [к’]»:
кофейник – кофейники
утка –
охотник –
валенок –
венок –
ботинок –
мешок –
X. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Логопед: «Ребята, Кеша хочет спеть вам свою короткую песенку, давайте послушаем: «КИ….» Сколько звуков вы услышали? Какой был первый звук? Какой второй звук вы услышали? Давайте выложим эту короткую песенку из букв – порадуем Кешу». Дети выкладывают «КИ» из букв разрезной азбуки, читают Кеше. Один ребёнок выкладывает слог на доске из больших букв.
Кеша «благодарит» детей и предлагает поиграть: добавить «КИ» к началу произнесённых им слов. Что же получится?
Сан+КИ = САНКИ
лап + КИ = ЛАПКИ и т. д.
мыш –
тан –
кеп –
куби –
миш –
конь –
василь –
шиш –
Логопед предлагает новую игру от лица Кеши: «А теперь наоборот: я буду называть конец сова, а вы догадаетесь, какое слово получится, если в начале поставить мою песенку – «КИ»:
КИ + ты = КИТЫ и т. д.
…. са
….но
…па
…ра
…ло
…сель
…зил
…парис
XI. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Утёнку Кеше пора домой. В какие игры он с нами играл? А чему мы сегодня научились вместе с Кешей?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт оценку деятельности воспитанников, отмечая их успехи, предлагает пригласить Кешу на следующее занятие.