Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звуки [А], [У] и буквы А, У»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- закрепить навыки различения и правильного произнесения звуков «а» и «у»;
- обучать звукобуквенному анализу сочетаний «ау», «уа»;
- развивать моторику рук, дыхание, пространственную ориентацию, мыслительные процессы, слуховое внимание и восприятие;
- воспитывать умение работать в коллективе и аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование: презентация; мяч; символы звуков, счётные палочки, рабочие
тетради, ручки, карандаши (по количеству детей).
Ход НОД
1. Организационный момент.
(слайд 1-пустой)
Дыхательное упражнение
Темочки:
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
В положении стоя дети выполняют глубокий медленный вдох через нос, затем задерживают дыхание и медленно выдыхают на счет до пяти.
2. Основная часть.
Произнесение и сопоставление звуков «а, у»
(Дети подходят к столу, берут символы звуков «а» или «у» и садятся на свои места.)
Логопед. Символы каких звуков у вас на руках? (Дети отвечают полным предложением. Например: «У меня символ звука «а». И т. д.) Сейчас я буду называть различные слова, а вы поднимать нужный символ, если услышите в слове первый звук «а» или «у». Приготовились. Слушаем внимательно: удав, аптека, антилопа, ужин, утилизатор, ананас, умный, абрикос.
- Какие звуки «а, у»? (Звуки «а, у» гласные.)
- Почему звуки «а, у» гласные? (Звуки «а, у» поются.)
- Как правильно произнести звук «а»? (Надо широко открыть рот.)
- Как правильно произнести звук «у»? (Губы вытянуть трубочкой.)
Упражнение «Покажи и скажи»
- Выполним упражнение «Покажи и скажи». Встанем, сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе.
- Покажем и произнесём звук «а».
(Дети вытягивают руки вперёд, соединив ладони. Произнося гласный «а-а-а-а…», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.)
- Покажем и произнесём звук «у».
(И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз.)
Звуковой анализ звукосочетаний «ау», «уа»
- Присаживайтесь на свои места. Внимание на экран. (пробел) Какой звук появился на экране? (На экране появился звук «а».) (пробел) Какой звук появился справа от звука «а»? (Справа от звука «а» появился звук «у».) Какое звукосочетание получилось? (Получилось звукосочетание «ау».)
Дети вместе с логопедом произносят звукосочетание «ау» на одном дыхании, не останавливаясь.
- Поменялись звуки местами. (слайд 2) Какое звукосочетание получилось? (Получилось звукосочетание «уа».)
Дети вместе с логопедом произносят звукосочетание «уа» на одном дыхании, не останавливаясь.
Игра «4 лишний»
(слайд 3)
- Поиграем в игру «4 лишний». Послушайте задание: из 4-х картинок, изображённых на экране, нужно найти лишнюю и объяснить, почему. Внимание на экран.
- Апельсин, аист, ананас, утка. Какая лишняя картинка? (Лишняя картинка «утка», потому что слово начинается со звука «у», а все остальные – со звука «а».)
- Смотрим и слушаем дальше. (слайд 4) Автомобиль, утюг, улитка, умывальник. Какая лишняя картинка? (Лишняя картинка «автомобиль», потому что слово начинается со звука «а», а все остальные со звука «у».)
Игра с мячом «Отгадай слово»
(слайд 5-пустой)
- Снова встанем и сделаем кружок. Послушайте задание: я буду произносить слова с пропавшим звуком «а» или «у» и бросать мяч, а вы произнесёте слово полностью и вернёте мяч. Приготовились: (у)литка, (а)втобус, (а)втомат, (у)дочка, (у)тюг, (а)нанас, (у)хо, (а)нтилопа, (у)тка.
- Какой звук я всё время пропускала? (Вы пропускали звуки «а» и «у».) Какую позицию в словах занимают звуки «а» и «у»? (Звуки «а» и «у» в словах занимают позицию начала.)
Сопоставление букв «А» и «У»
- Нахождение букв в разрезной азбуке.
- Изображение букв пальцами:
Буква «А»:указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Буква «У»: указательный палец правой руки направлен вверх, средний направлен влево под острым углом; большой палец прижимает безымянный и мизинец к ладони.
- Выкладывание букв из палочек.
- Написание букв в воздухе карандашом.
(Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть.)
- Работа в тетради:
а) запись букв под диктовку;
б) выкладывание и запись сочетаний «АУ», «УА».
(Дети узнают, что в слове буквы пишутся рядом.)
3. Заключительная часть.
Логопед. Послушайте стихотворение Л. Демьянова «Мы учили букву …».
Мы учили букву. (А.)
Мы учили букву. (У.)
Малыши кричат: «Уа!».
Мы в лесу кричим: «Ау!».
С буквы А арбуз и аист.
(Мы запомнить постарались.)
С буквы У у нас, ребята,
Ухо, удочка, утята.
Логопед. Очередное путешествие по Городу красивой речи закончилось. За новыми знаниями отправимся при следующей встрече. Что мы делали сегодня? Кого я могу похвалить? За что?