Папки-передвижки

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Татьяна Дубакова
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Красноярский край

Управление образованием Администрации города Шарыпово

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного вида»

Родительское собрание на тему

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи».

Авторы: Дубакова Т. Н.

Андронникова Л. И.

Потомкина М. Г.

Локтева Е. И.

Стельмах Л. С.

г. Шарыпово, 2018

Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

Форма: «Родительская лаборатория».

Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству через совместное решение задач речевого развития детей.

Задачи:

• Раскрыть значения устной речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

• Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-7 лет.

• Познакомить родителей с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Участники собрания: родители воспитанников, воспитатели старшей и подготовительной логопедических групп, музыкальный руководитель.

Ход собрания (воспитатели).

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Итак, тема нашей встречи «Развитие связной речи старших дошкольников с ТНР».

1 часть: «Совсем немного науки»

- Хорошо развитая устная речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

На современном этапе ФЗ «Об образовании», ФГОС ДО ставит перед нами следующие задачи речевого развития дошкольников :

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Обогащение словарного запаса.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи, включающей развитие диалогической и монологической речи.

5. Подготовка детей к обучению грамоте.

6. Приобщение к художественной литературе.

- А сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться.

• Игра «Давайте познакомимся» (с волшебной палочкой).

- Уважаемые родители, предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся в путешествие в страну «Говорляндия».

2часть: Деревня «Говореевка»

- Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающем мире, и в процессе наблюдений имеет уникальные возможности для развития речи детей.

(педагог предлагает родителям подобрать эпитеты к словам).

• Игра «Подберите эпитеты к словам»

- снег - белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.

- пальто — теплое, зимнее, новое, красивое…

- мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая….

- дом — деревянный, каменный, новый, панельный ….

- сахар - белый, сыпучий, сладкий, тростниковый, кусковой…

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является развитие связной речи и формирование правильного звукопроизношения.

Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь, с помощью дидактических игр процесс работы над звуками и связной речью проходит в доступной и привлекательной для детей форме.

Словесная игра: «Путешествие» (работа в командах).

Цель игры: Развивать фонематический слух (умение слышать звуки и выделять их в слове).

Материал: два нарисованных чемодана, на которых наклеены буквы: на одном С, на другом — Ш. Картинки с изображением одежды, в которых присутствуют данные буквы (шорты, штаны, шарф, шуба, рубашка, шапка, костюм, сапоги, свитер, носки, косынка, трусы).

Ход игры.

Воспитатель говорит, что мальчики Саша и Шура отправляются в путешествие и просят нас помочь им собрать вещи. Саше в чемодан необходимо положить вещи, где есть звуки [с] и [с’], а Шуре, где есть звук [ш].

Для заучивания стихотворений, потешек, считалок, скороговорок мы используем мнемотехнику.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.

С использованием мнемотехники у детей формируется интерес к заучиванию стихов; увеличивается круг знаний об окружающем мире; расширяется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

• Игра «Малые фольклорные формы».

Цель игры: заучивание стихотворения (с использованием мнемотехники).

Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой

«Как читать детям» (Приложение1).

Село «Граматеево»

• Игра «Назови и сосчитай звуки» (схемы слов из 3,4,5 букв, предметная картинка, цветные фишки).

Цель игры: развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием схем.

Уважаемые воспитатели, помните.

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я - [Й][А], Ю - [Й][У], Е - [Й][Э], Ё - [Й][О].

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

• Деление на команды (цветные фишки)

• Игра в команде «Придумай слово» (со схемами слов).

Цель игры: придумать как можно больше слов по заданной схеме.

- Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

• Игра «Место звука в слове» (показ картинок).

Цель игры: развитие фонематического слуха.

Определение где расположен звук.

В начале слова –

В середине слова –

в конце слова-

Дальше нужно устно определяют какой звук и потом уже обозначить цветом, место где находится звук.

Если звуки гласные (А, У, И, О, Ы, Я, Ю, Ё, Е, Э, то они обозначаются красным цветом.

Если звуки согласные, твердые (П, К, Т, С, то они обозначаются синим цветом.

Если звуки согласные, мягкие (П, К, Т, С) то они обозначаются зелёным цветом.

• Игра «Однокоренные слова».

Цель игры: образовать существительные с помощью суффиксов.

Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

• Игра «Глаголы».

Цель игры: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Лететь - прилететь, облететь, перелететь, отлететь, залететь, слететь, улететь, подлететь.

• Игра «Один-много».

Цель игры: умение образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Картинки: карандаш - карандаши, гвоздь - гвозди, пень - пни и т. д.

• Игра «Чистоговорки».

Цель игры: автоматизация определённых звуков в словах.

Хутор «Сочинялкино»

• Игра в команде «Цветная сказка» (с цветными фломастерами).

Цель игры: развитие фантазии, воображения, словотворчества, связной речи детей.

Давайте попробуем сочинить сказку при помощи разноцветных фломастеров.

В лесу жил маленький (показ белого фломастера) — снежок, колобок, белый зайчик. Определение времени года, если героем сказки стал зайчик.

Однажды он пошел гулять. Зайчик весело прыгал, любовался лесом. Вдруг навстречу ему из-за елки вышел большой и страшный … (показ серого фломастера) — может мышка или…. Какой волк бывает? (серый, большой, злой)

Да это был волк. Зайчик бросился от него бежать, а тут из-за другой елки выбежала (оранжевый фломастер) белка, собачка, кошка, лисичка…

Кого боится зайчик в лесу? (лисы)

Зайка испугался, некуда ему бежать, с одной стороны волк, с другой — лисица. Что же делать зайчику? (звать на помощь, спрятаться, убежать, высоко прыгнуть).

Зайка стал плакать, а лиса и волк стали спорить, кому достанется зайчик. Они так шумели, что разбудили (коричневый фломастер) — оленя, медведя. Медведь (олень) был большой, сильный и добрый. Он пожалел зайку. И что же он сделал? (прогнал волка и лису, попросил их не обижать зайку, унес зайку в другой лес, пригласил к себе в гости).

Оказывается, в лесу есть звери, которые заступаются за маленьких (можно использовать фломастеры желтого цвета — солнышко, друг зайчика; фломастер голубого цвета — облако, колокольчик и т. д.)

- Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, какой будет устная речь вашего ребёнка. Старайтесь быть речевым образцом для своих детей.

А сейчас мы хотим предложить вам памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи старших дошкольников» (Приложение 2).

Городок «Логоград» (музыкальный руководитель).

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания детей.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Систематическое использование речевых упражнений в синтезе с музыкой и движением развивают : музыкальный слух, ритм и память, эмоциональность, внимательность, творчество, улучшают связную речь, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

Игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования логоритмических упражнений превращает занятия в весёлую обучающую игру.

• Пальчиковая игра с пением «Дом в лесу»

Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом

развитии ребёнка.

Задачи:

- формировать слухо-зрительно-двигательную координацию;

- развивать чувство ритма в движении; общую и мелкую моторику;

- улучшать дикцию.

ДОМ В ЛЕСУ

Есть в лесу из брёвен дом. руки сомкнуты над головой (крыша)

Есть окошко в доме том. соединяем большие и средние пальцы рук

в виде квадрата (окошко)

Посмотрите в то окно – в доме тихо и темно. по очереди смотрим в

окошко правым и левым глазом

Мы тихонько кулачком постучимся в этот дом. тихонько стучим кулачком

левой руки о ладонь правой руки

Выглянул какой-то зверь, «гав!», сказал и запер дверь! показываем «собачку»

Мы погромче кулачком постучимся в этот дом. стучим погромче

Выглянул какой-то зверь, «ме-е!» сказал и запер дверь! показываем «козу»

Громко-громко кулачком постучимся в этот дом. стучим с силой

Выглянул какой-то зверь, «му-у!» сказал и запер дверь! показываем «корову»

Киска из окна глядит, «мяу-мяу» говорит. кладем подбородок на

соединенные «полочкой» ладони, качаем головой

Хватит в домик наш стучать, дайте хоть чуть-чуть поспать! грозим пальчиком,

«засыпаем».

• Игра «Музыкальные мнемотаблицы»

Основные задачи:

- формирование развитие у детей умения с помощью графического рисунка, понимать и исполнять песни по мнемотаблице;

- развитие музыкального слуха, умственной активности, наблюдательности;

- обучение детей правильному звукопроизношению.

Принцип работы по разучиванию песни:

1. Прослушивание новой песни.

2. Беседа о характере песни и ее содержании.

3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.

4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.

5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.

6. Исполнение с образными движениями (без мнемотаблиц).

«Вышло солнце».

3 часть. Рефлексия «Чудесная музыкальная шкатулка».

- Педагог предлагает всем присутствующим ответить, что они хотели бы положить в шкатулку и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном мероприятии.

- В конце встречи благодарим родителей за время, проведённое вместе.

Надеемся, что наша встреча – залог успеха наших детей.

Приложение 1

ПАМЯТКА «КАК ЧИТАТЬ ДЕТЯМ»

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Приложение 2

ПАМЯТКА

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи старших дошкольников»

• Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.

• Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.

• В общении с ребёнком следите за своей речью.

• Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности.

• Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

• Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.

• Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка.

• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

• Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Публикации по теме:

Знакомство детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с артикуляционным аппаратом Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Опыт работ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Выполнила: воспитатель МКДОУ №.

Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 «Малыш» Программа профессионального саморазвития.

Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование логокуба Г. Муром 2018 г. Мастер-класс воспитателя логопедической группы МБДОУ «Детский сад № 14» Соколовой Н. С. Тема: Развитие связанной речи и.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Упражнения на развитие активного словаря детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Кто что делает?» Возьмите сюжетные картинки: например, мальчик везет машинку, девочка кидает мячик, мальчик строит домик из кубиков,.

Упражнения на развитие грамматического строя речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход игры: педагог бросая мяч детям, называя.

Упражнения на развитие пассивного словаря детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. Отгадай загадку и покажи отгадку! Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию.

Упражнения на развитие связной речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Что ты любишь?» Цель: умения составлять предложения по картинкам. Ход игры: У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 01:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дубакова (УИ 84584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД