Галина Сумина
Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Публикация «Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Модный показ, дефиле. Конкурсы костюмов, нарядов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Её эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда со всеми участниками коррекционного процесса и прежде всего учителя-логопеда и воспитателя, а также педагога-психолога.
При выстраивании единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей решаются следующие задачи: выработка общей стратегии воспитания детей, согласование планов работы; организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка; оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитателей; повышение профессионального уровня.
Многолетнее изучение учащихся начальных классов показало, что нарушения устной и письменной речи нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Поэтому дошкольникам с нарушениями речи необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов таких, как восприятие, память, внимание, мышление, пространственная ориентация, развивать навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику, навыки речевого общения.
Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.
На грамотную речь ребенка с ОВЗ оказывает и то как он воспринимает окружающий мир через свою основную модальность. Очень важно развить у будущего первоклассника восприятие окружающего нас мира не только через ведущую модальность.
Первыми опорными точками для будущего творчества ребенка с ОВЗ является то, что он видит, слышит и чувствует. Поэтому главная задача предлагаемой системы игр — развитие восприятия всех органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния, а не только через ведущую модальность. Ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, о конкретных объектах, и тем богаче личный опыт ребенка с ОВЗ.
Очень важно сформировать у детей с ОВЗ представления о своих сенсорных возможностях и о том, как осуществляется сенсорная ориентация с использованием различных анализаторов.
У большинства детей с ОВЗ в необходимой мере развиты и визуальные, и слуховые, и осязательные способности. Но почти всегда остается некоторый процент детей, которые, уже достигнув школьного возраста, испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них является лишь один из каналов. В начале обучения такие дети работают достаточно функционально, хотя и прилагают для этого значительные усилия и время. Любая информация, с которой они имеют дело, должна предварительно перекодироваться в ведущую для них модальность памяти и понимания. Когда информация совпадает с их ведущей модальностью, они прекрасно справляются и запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей для них модальности на другую, ученик вынужден переводить информацию обратно в свою модальность. Такая операция требует временного отключения от внешней реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у такого ребенка появляется серия пробелов в знаниях, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.
Именно поэтому так важно обучать ребенка-дошкольника многосенсорности. Умение пользоваться всеми каналами восприятия и обучение стратегии мышления является тем фундаментом, на который в дальнейшем легко ложится любое обучение. От этого умения зависит также возможность преобразования трудных ситуаций, будь то техническая задача или бытовая проблема.
Для создания единого речевого пространства в работе с детьми с ОВЗ совместно с учителем – логопедом, воспитателем и психологом детского сада была разработана система занятий и составлена картотека данных занятий для работы с детьми с ОВЗ.
Для создания системы занятий нами была использована программа педагога психолога Егоровой Н. “Учитесь фантазировать”. Программа разработана по временам года. В конце каждого времени года проводится итоговое занятие для закрепления и усвоения данный темы. Мы предлагаем конспект НОД.
Конспект НОД: «Волшебная осень».
Цели: Обобщить систематизировать знания об осенних явлениях природы, закрепить формы развития многосенсорности.
Задачи:
1. Развивать восприятие основных органов чувств (сенсорных эталонах).
2. Воспитывать наблюдательность, умение видеть прекрасное в природе.
3. Умение передавать чувства, эмоции в рисунках, движении.
4. Формирование представлений о своих сенсорных возможностях при ориентировке в окружающем мире.
5. Активизировать и разнообразить словарный запас по данной теме.
6. Продолжать учить согласовывать движения с речью.
Содержание:
Прослушивание музыки Чайковского «Времена года», танцевальные движения под музыку осени
Перед танцем воспитатель читает под музыку стихотворение:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (А. С. Пушкин)
После прочтения стихотворения дети танцуют под музыку, изображая осенний листик.
Повторение признаков осени через игру «Да – нет».
Эксперимент с живым и неживым листочком (назвать свойства).
Определить что легче или тяжелее: 5 сухих листьев тополя и5 сухих листьев клёна?
Признаки осени через ведущие каналы восприятия :
- слышу,
- осязаю,
- обоняю.
- вижу.
Изображение осени через краски рисунок «Осени краски».
Изготовление осенней дорожки.
Предварительная работа:
Занятия в течение года по плану «Учитесь фантазировать», чтение познавательной литературы, индивидуальные занятия.
Оборудование: музыка П. И. Чайковского «Времена года», модели «Глаза, уха, носа, ладони», картинки живой и неживой природы, домик «Теремок», отрывки стихов о временах года.
Ход деятельности:
Ребята, вы слышите музыку, давайте услышим осень и потанцуем под её музыку, повторим движения осени.
А теперь давайте вспомним, какая она осень?
Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Игра «Да – нет». Дети срывают листики с загадками времён года с осенней ветки и отгадывают «Осень».
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Лишь ветер злой бушуя воет…
Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей…
Днём и ночью дождик льёт
Грязь и лужи у ворот…
Сошли снега, шумит вода,всё оживает, когда это бывает?
Наступили холода
Обернулась в лёд вода.
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт,
Грязь и лужи у ворот.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор - любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится
Светает рано по утрам проталины и тут и там…
Воспитатель предлагает провести эксперимент (определение свойства живого и неживого листочка)
Определить, что тяжелее или легче: 5 сухих листочков тополя или 5 листочков клёна?
Физкультминутка: координация слова с движением
Листья осенние тихо кружатся, (Плавно кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся, (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками право влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются и кружатся)
Дети делятся на группы и выбирают себе волшебника: «Я всё только вижу», «Я всё только слышу», «Я всё только обоняю», «Я всё осязаю»
Волшебник «Я только вижу» : 1. Игра «Я все только вижу»
Материалы: иллюстрации с осенними пейзажами, предметные картинки с изображением различных деревьев, картинки с изображением листьев различных деревьев.
— Закройте глаза и представьте себе осеннюю полянку, осенний лес.
— Может быть, они похожи на эти картинки?
— Может быть, вы видите что-то другое, совсем непохожее?
— Что вы видите? А еще? (Обозначить землю, небо.)
— Какие цвета преобладают на ваших вымышленных картинах? Какие цвета встречаются? На что похожи?
Волшебник «Я только слышу: 1. Игра «Я все только слышу»
Ребята, к нам пришел волшебник «Я все только слышу». И пошел он на нашу осеннюю полянку, в осенний лес, на речку.
— Что он слышал на полянке?
— Жужжание пчел, птичьи голоса? А что? (Тишину, завывание ветра, шелест падающих листьев, стук дождя, курлыканье журавлей в небе.)
— Если бы волшебник мог понимать птичьи голоса, что бы он услышал от журавлей? О чем они говорят? (Куда они улетают? Зачем? Почему? Когда вернутся? Все ли птицы улетают)
Теперь волшебник пошел дальше в лес.
Что слышит? (Кто-то карабкается по коре, цепляясь коготками, — белочка;
шумит лес; деревья гнутся от ветра.)
— А кто так шуршит? (Ежик.)
— О чем говорит ежик? А белочка?
— Ребята, а еще каких-нибудь животных можно услышать — зайчика, лису, медведя, например? (Зайчик и лиса передвигаются бесшумно; медведь косолапый трещит ветками.)
— Давайте пофантазируем, о чем могут осенью говорить заяц, лиса, медведь? (О линьке; подросли дети — живут самостоятельно; наступает скучная, холодная, голодная пора; медведь ищет подходящую берлогу: отъелся за лето — можно и на отдых.)
Волшебник «Я всё обоняю» : 1. Игра «Я чувствую только запахи»
— Давайте закроем глаза, превратимся в волшебника «Я чувствую только запахи» и пройдемся по осеннему лесу.
— Чем пахнет? Цветами? Медом? Чем? (Сырой травой, завядшей сухой листвой, дождем, грибами, свежестью.)
— Это сильные запахи или слабые?
— Резкие или нежные?
— Приятные или неприятные?
— А теперь давайте превратимся в волка. Какие запахи любит волк? Какие не любит?
— Волк лучше улавливает запахи, чем человек или нет? Почему?
— Зачем ему такой чуткий нос?
— Хочется волку в деревню, там вкусные запахи. Давайте и мы пойдем в деревню, зайдем в домик.
— Во дворе домика чем пахнет? (Сеном, вяленой рыбой, курами, поросятами, дровами, дымом от печки.)
— А в домике? Давайте-ка пофантазируем. (Соленой капустой, огурцами, пирогами с яблоками, молоком, семечками, тестом, вареньем.)
Волшебник «Я всё только осязаю». Игра «Я ощущаю только лицом и руками»
— Представьте, что вы можете только чувствовать. Закройте глаза. Сейчас вы оказались на осенней полянке (представили «свою» осеннюю полянку).
— Давайте пробежимся босиком. Хочется? Почему?
— Давайте скинем одежду и поваляемся на травке!
— Кстати, какая на вас одежда? Платьица с коротенькими рукавами? Или шортики с панамкой?
— А теперь мы пойдем на речку. Поиграем в воде, побрызгаемся, а потом ляжем и закопаемся в песок. Что вы чувствуете? Почему?
— Какая трава?
— Как греет солнышко?
— Какой ветер?
— Какая река?
— Какие брызги?
— Какой песок?
Ответы детей в сочетании с игрой «Сравни по ощущениям» (предложить детям карточки с различными тактильными ощущениями).
Например: травинки острые и колючие, как ракушки на море; вода холодная, как лед; песок мокрый и холодный, как. ; ветер неприятный, как будто кто-то ударяет по лицу.
Детям предлагается пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулаки)
Будем листья собирать. (Загибают в ритме каждой строчке по одному пальцу)
Листья берёзы, листья рябины,
Листья осины, листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Сжимают т разжимают кулаки)
А теперь ребятки мы нарисуем осенние краски.
Составляется коллективный портрет осенних красок : на большом листе бумаги с помощью акварели и губок дети наносят краски осени …
Составляем осеннюю дорожку из осенних листьев (на длинный лист бумаги накладываем листья деревьев намазанные красками осени)