Получи документы

Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Галина Сумина
Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Публикация «Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Её эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда со всеми участниками коррекционного процесса и прежде всего учителя-логопеда и воспитателя, а также педагога-психолога.

При выстраивании единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей решаются следующие задачи: выработка общей стратегии воспитания детей, согласование планов работы; организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка; оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитателей; повышение профессионального уровня.

Многолетнее изучение учащихся начальных классов показало, что нарушения устной и письменной речи нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Поэтому дошкольникам с нарушениями речи необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов таких, как восприятие, память, внимание, мышление, пространственная ориентация, развивать навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику, навыки речевого общения.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.

На грамотную речь ребенка с ОВЗ оказывает и то как он воспринимает окружающий мир через свою основную модальность. Очень важно развить у будущего первоклассника восприятие окружающего нас мира не только через ведущую модальность.

Первыми опорными точками для будущего творчества ребенка с ОВЗ является то, что он видит, слышит и чувствует. Поэтому главная задача предлагаемой системы игр — развитие восприятия всех органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния, а не только через ведущую модальность. Ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, о конкретных объектах, и тем богаче личный опыт ребенка с ОВЗ.

Очень важно сформировать у детей с ОВЗ представления о своих сенсорных возможностях и о том, как осуществляется сенсорная ориентация с использованием различных анализаторов.

У большинства детей с ОВЗ в необходимой мере развиты и визуальные, и слуховые, и осязательные способности. Но почти всегда остается некоторый процент детей, которые, уже достигнув школьного возраста, испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них является лишь один из каналов. В начале обучения такие дети работают достаточно функционально, хотя и прилагают для этого значительные усилия и время. Любая информация, с которой они имеют дело, должна предварительно перекодироваться в ведущую для них модальность памяти и понимания. Когда информация совпадает с их ведущей модальностью, они прекрасно справляются и запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей для них модальности на другую, ученик вынужден переводить информацию обратно в свою модальность. Такая операция требует временного отключения от внешней реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у такого ребенка появляется серия пробелов в знаниях, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.

Именно поэтому так важно обучать ребенка-дошкольника многосенсорности. Умение пользоваться всеми каналами восприятия и обучение стратегии мышления является тем фундаментом, на который в дальнейшем легко ложится любое обучение. От этого умения зависит также возможность преобразования трудных ситуаций, будь то техническая задача или бытовая проблема.

Для создания единого речевого пространства в работе с детьми с ОВЗ совместно с учителем – логопедом, воспитателем и психологом детского сада была разработана система занятий и составлена картотека данных занятий для работы с детьми с ОВЗ.

Для создания системы занятий нами была использована программа педагога психолога Егоровой Н. “Учитесь фантазировать”. Программа разработана по временам года. В конце каждого времени года проводится итоговое занятие для закрепления и усвоения данный темы. Мы предлагаем конспект НОД.

Конспект НОД: «Волшебная осень».

Цели: Обобщить систематизировать знания об осенних явлениях природы, закрепить формы развития многосенсорности.

Задачи:

1. Развивать восприятие основных органов чувств (сенсорных эталонах).

2. Воспитывать наблюдательность, умение видеть прекрасное в природе.

3. Умение передавать чувства, эмоции в рисунках, движении.

4. Формирование представлений о своих сенсорных возможностях при ориентировке в окружающем мире.

5. Активизировать и разнообразить словарный запас по данной теме.

6. Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Содержание:

Прослушивание музыки Чайковского «Времена года», танцевальные движения под музыку осени

Перед танцем воспитатель читает под музыку стихотворение:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора. (А. С. Пушкин)

После прочтения стихотворения дети танцуют под музыку, изображая осенний листик.

Повторение признаков осени через игру «Да – нет».

Эксперимент с живым и неживым листочком (назвать свойства).

Определить что легче или тяжелее: 5 сухих листьев тополя и5 сухих листьев клёна?

Признаки осени через ведущие каналы восприятия :

- слышу,

- осязаю,

- обоняю.

- вижу.

Изображение осени через краски рисунок «Осени краски».

Изготовление осенней дорожки.

Предварительная работа:

Занятия в течение года по плану «Учитесь фантазировать», чтение познавательной литературы, индивидуальные занятия.

Оборудование: музыка П. И. Чайковского «Времена года», модели «Глаза, уха, носа, ладони», картинки живой и неживой природы, домик «Теремок», отрывки стихов о временах года.

Ход деятельности:

Ребята, вы слышите музыку, давайте услышим осень и потанцуем под её музыку, повторим движения осени.

А теперь давайте вспомним, какая она осень?

Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Игра «Да – нет». Дети срывают листики с загадками времён года с осенней ветки и отгадывают «Осень».

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Лишь ветер злой бушуя воет…

Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей…

Днём и ночью дождик льёт

Грязь и лужи у ворот…

Сошли снега, шумит вода,всё оживает, когда это бывает?

Наступили холода

Обернулась в лёд вода.

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днём и ночью дождик льёт,

Грязь и лужи у ворот.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор - любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится

Светает рано по утрам проталины и тут и там…

Воспитатель предлагает провести эксперимент (определение свойства живого и неживого листочка)

Определить, что тяжелее или легче: 5 сухих листочков тополя или 5 листочков клёна?

Физкультминутка: координация слова с движением

Листья осенние тихо кружатся, (Плавно кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками право влево)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются и кружатся)

Дети делятся на группы и выбирают себе волшебника: «Я всё только вижу», «Я всё только слышу», «Я всё только обоняю», «Я всё осязаю»

Волшебник «Я только вижу» : 1. Игра «Я все только вижу»

Материалы: иллюстрации с осенними пейзажами, предметные картинки с изображением различных деревьев, картинки с изображением листьев различных деревьев.

— Закройте глаза и представьте себе осеннюю полянку, осенний лес.

— Может быть, они похожи на эти картинки?

— Может быть, вы видите что-то другое, совсем непохожее?

— Что вы видите? А еще? (Обозначить землю, небо.)

— Какие цвета преобладают на ваших вымышленных картинах? Какие цвета встречаются? На что похожи?

Волшебник «Я только слышу: 1. Игра «Я все только слышу»

Ребята, к нам пришел волшебник «Я все только слышу». И пошел он на нашу осеннюю полянку, в осенний лес, на речку.

— Что он слышал на полянке?

— Жужжание пчел, птичьи голоса? А что? (Тишину, завывание ветра, шелест падающих листьев, стук дождя, курлыканье журавлей в небе.)

— Если бы волшебник мог понимать птичьи голоса, что бы он услышал от журавлей? О чем они говорят? (Куда они улетают? Зачем? Почему? Когда вернутся? Все ли птицы улетают)

Теперь волшебник пошел дальше в лес.

Что слышит? (Кто-то карабкается по коре, цепляясь коготками, — белочка;

шумит лес; деревья гнутся от ветра.)

— А кто так шуршит? (Ежик.)

— О чем говорит ежик? А белочка?

— Ребята, а еще каких-нибудь животных можно услышать — зайчика, лису, медведя, например? (Зайчик и лиса передвигаются бесшумно; медведь косолапый трещит ветками.)

— Давайте пофантазируем, о чем могут осенью говорить заяц, лиса, медведь? (О линьке; подросли дети — живут самостоятельно; наступает скучная, холодная, голодная пора; медведь ищет подходящую берлогу: отъелся за лето — можно и на отдых.)

Волшебник «Я всё обоняю» : 1. Игра «Я чувствую только запахи»

— Давайте закроем глаза, превратимся в волшебника «Я чувствую только запахи» и пройдемся по осеннему лесу.

— Чем пахнет? Цветами? Медом? Чем? (Сырой травой, завядшей сухой листвой, дождем, грибами, свежестью.)

— Это сильные запахи или слабые?

— Резкие или нежные?

— Приятные или неприятные?

— А теперь давайте превратимся в волка. Какие запахи любит волк? Какие не любит?

— Волк лучше улавливает запахи, чем человек или нет? Почему?

— Зачем ему такой чуткий нос?

— Хочется волку в деревню, там вкусные запахи. Давайте и мы пойдем в деревню, зайдем в домик.

— Во дворе домика чем пахнет? (Сеном, вяленой рыбой, курами, поросятами, дровами, дымом от печки.)

— А в домике? Давайте-ка пофантазируем. (Соленой капустой, огурцами, пирогами с яблоками, молоком, семечками, тестом, вареньем.)

Волшебник «Я всё только осязаю». Игра «Я ощущаю только лицом и руками»

— Представьте, что вы можете только чувствовать. Закройте глаза. Сейчас вы оказались на осенней полянке (представили «свою» осеннюю полянку).

— Давайте пробежимся босиком. Хочется? Почему?

— Давайте скинем одежду и поваляемся на травке!

— Кстати, какая на вас одежда? Платьица с коротенькими рукавами? Или шортики с панамкой?

— А теперь мы пойдем на речку. Поиграем в воде, побрызгаемся, а потом ляжем и закопаемся в песок. Что вы чувствуете? Почему?

— Какая трава?

— Как греет солнышко?

— Какой ветер?

— Какая река?

— Какие брызги?

— Какой песок?

Ответы детей в сочетании с игрой «Сравни по ощущениям» (предложить детям карточки с различными тактильными ощущениями).

Например: травинки острые и колючие, как ракушки на море; вода холодная, как лед; песок мокрый и холодный, как. ; ветер неприятный, как будто кто-то ударяет по лицу.

Детям предлагается пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулаки)

Будем листья собирать. (Загибают в ритме каждой строчке по одному пальцу)

Листья берёзы, листья рябины,

Листья осины, листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают т разжимают кулаки)

А теперь ребятки мы нарисуем осенние краски.

Составляется коллективный портрет осенних красок : на большом листе бумаги с помощью акварели и губок дети наносят краски осени …

Составляем осеннюю дорожку из осенних листьев (на длинный лист бумаги накладываем листья деревьев намазанные красками осени)

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения» В настоящее время наблюдается увеличение.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Угадай, кого я выбрал»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Угадай, кого я выбрал» Цель игры: Упражнять в дифференциации звуков Ч – Ш- С – Щ – Сь в словосочетаниях и предложениях. Автоматизировать звук Р. Развивать коммуникативные.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи» Консультация для родителейТема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»Цель: познакомить родителей.

Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» Опыт показывает, что рассказы детей с ТНР бедны выразительными средствами, в них часто отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи - это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны.

План по самообразованию педагога по теме «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста» “Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем.

Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения.

Развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при работе с фетром В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок. С психологической точки зрения дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 05:38
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Сумина (УИ 436031) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД