Наталья Петрушова
Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса НОД в старшей группе компенсирующей направленности
по теме: «Гласные звуки и буквы»
Подготовила и провела учитель-логопед Петрушова Н. В.
Тема: «Гласные звуки и буквы»
Цель: Закрепить знания детей о гласных звуках и буквах.
Коррекционно-обучающие задачи
1. Четко произносить гласные звуки : А, О, У, И, Ы
2. Закрепление знания об артикуляционной позе звука.
Публикация «Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы „Гласные звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
3. Дифференциация понятий «звук», «буква»
4. Научить выделять звук в ударной позиции в начале
5. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.
6. Научить оперировать звуками с опорой на мануальное подкрепление.
7. Закрепление на практике понятий слева, справа, между.
8. Обучение чтению.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развитие слухового внимания.
2. Развитие вокальных навыков: умение петь гласные на мягкой атаке.
3. Развитие диалогической речи.
4. Развитие мелкой и общей моторики (речь с движением).
5. Развитие ориентировки в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи.
1. Воспитание вежливости.
2. Умение выслушивать ответ другого ребенка до конца, не перебивать.
Оборудование. Аудиозаписи: гласные звуки, шум города, сказка о гласных звуках и буквах; ростовая кукла «Бабушка Азбука»; куколки-звуки; карточки с буквами (А, У, И, О) разных цветов и размеров; конверты; картинки (аист, Айболит, акула, апельсин, утка, утюг, удочка, улитка, ослик, облако, индюк, иголка, ирис,ива).
Предварительная работа. НОД по формированию фонетической стороны речи : звуки А, О, И, У, Ы.
1. Оргмомент.
Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?»
Л-д: ребята закройте глаза, внимательно послушайте и определите, какие звуки вы услышите (Аудиозапись «Шум улицы»).
2. Сообщение темы.
Л-д: Какие звуки вы услышали.
Дети: Гул улицы, сигнал сирены, звук мотора подъезжающей машины, шум закрывающихся дверей.
Л-д: Что издает эти звуки?
Дети: Предметы.
Л-д: Как можно одним словом назвать эти звуки?
Дети: Неречевые.
Л-д: А какие еще есть звуки, если их издают при помощи органов артикуляционного аппарата?
Дети: Речевые.
Л-д: Да. И сегодня мы продолжим разговор о гласных звуках.
3. Сюрпризный момент.
Раздается стук.
Л-д: Кто-то к нам пришел. О, да это Бабушка Азбука. Я ее сегодня пригласила к нам на занятие. Поздоровайтесь, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Л-д: Я пригласила Бабушку Азбуку потому, что она учит всех дошколят буквам и читать. И мы без нее никак не обойдемся.
Л-д: Б. Азбука, ты ведь знаешь очень много интересных сказок, расскажи, пожалуйста, и нашим детям одну из них.
4. Сказка «О гласных звуках»
Азбука: Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер : А — радостный и веселый, У — угрюмый, задумчивый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Ы — самый серьезный и хмурый.
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко:
- А, У, О, И, Ы.
И низко:
- А, У, О, И, Ы.
По одному и парами:
- А, ОИ
По трое:
- ИАЫ.
И хором:
- АУОИЫ.
Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили.
Л-д: Да, АЗБУКА, наши ребята знакомы с гласными звуками и очень любят их песенки, послушай.
5. Пение гласных на мягкой атаке. (Музыкальное сопровождение, мануальное подкрепление.)
6. Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].
Л-д: Ой, смотрите кто к нам пришел, услышав свои песенки.
На доске выставляются Куклы-гласные (с схематическим изображением звука).
Л-д: Ребята отгадайте этот звук. И объясните, как вы догадались
Дети: Это звук А. На звук А мы широко открываем рот.
7. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Л-д: Я буду произносить звуки, а вы хлопните тогда, когда услышите звук О и топните, когда услышите звук А
а, и, а, о, и, а, ы, о, и, у, а, у, о, и, ы, а,а
8. Дидактическое упражнение «Подари подарки звукам» (вспомнить слова, начинающиеся со звуков А, У, О, И.)
Л-д: Нашим девочкам-звукам я приготовила подарки. Нужно определить первый звук в слове и подарить картинку соответствующей девочке.
Л-д: А почему вы не подарили подарки звуку Ы?
Дети: Потому, что нет слов, которые начинаются на Ы
9. Д\и «4-й лишний» (произнесение слов с мануальным подкреплением начальных гласных звуков).
Осень, астра, Айболит, арка;
Индюк, ирис, ива, Аня;
Облако, остров, ум, обруч
10. Упражнение для развития координации речи с движениями.
Л-д: Ребята, давайте покажем Азбуке и Гласным звукам зарядку.
Мы в лес пошли, Ребенок марширует.
Топор нашли, Остановился.
Дрова рубили: Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок».
— Ах! Ох! Ух! Их! Энергичные наклоны.
11. Сказка «О гласных буквах»
АЗБУКА: Молодцы, но сказка моя еще не окончена, слушайте:
Но однажды задумались звуки :
- Как же так, — говорит А, — у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.
- О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О.
- И люди в домах живут, — тихонько заметил И.
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, — возмутилась Ы.
Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидело колесо, оно ему и подошло.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.
У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Ы — домик-буква Ы.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
12. Развитие мелкой моторики
Л-д: Покажите, какой домик построил звук А (О, У, И, Ы). Как называются домики звуков.
13. Анализ звуко-буквенного ряда из двух, четырех элементов.
Л-д: Нам б. Азбука принесла письма. Откройте конверты, достаньте карточки, что на них изображено?
Дети: Буквы.
Л-д: Я вам покажу ряд звуков, а вы выложите соответствующие буквы в том же порядке. (Л-д показывает звуки АУ (мануальное подкрепление). Дети на столах выкладывают буквы АУ)
Л-д: Какую первую букву вы положили? Какую вторую?
Л-д: Положите справа от буквы У букву И. Положите между буквами А и У букву О.
Л-д: Поставьте палец на первую букву и хором прочтем буквы.
14. Итог.
Л-д: Бабушка Азбука, как ты считаешь, наши дети знают гласные звуки и буквы.
Б. Азбука: Ребята, вы молодцы, хорошо занимаетесь на занятиях, если и дальше вы продолжите трудиться, то скоро познакомитесь со всеми моими звуками и буквами. А мне пора в книжку. Но на память я вам оставлю азбуку и необычное печенье-буквы. До свиданья.