Елена Абросимова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук (Н) и буква (Н)
Цель: Совершенствование устной речи, обогащение словаря.
Задачи:
Уточнить артикуляцию звука «Н».
Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком «Н».
Составление предложений с предлогом «на, над».
Познакомить с образом буквы «Н».
Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, карандаш-штамп, лист темной бумаги, гуашь.
Ход занятия
1. Разминка для ума.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук и буква Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).
Теленок – (в хлеву)
Бельчонок – (в дупле)
Зайчонок – (под кустом)
Медвежонок – (в берлоге)
Лисенок – (в норе)
Вороненок – (в гнезде).
2. Повторение пройденного.
Артикуляционная гимнастика.
Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)
Новый дом высотный строит.
Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)
Новоселы въедут в дом.
3. Новый материал.
- Дети, отгадайте загадку:
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда раскинут
Над тобой и надо мной
То он серый, то он синий,
То он ярко- голубой. (Небо)
- На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)
Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н») :
Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…
Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.
(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)
Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.
4. Закрепление нового материала.
У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.
Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия :
Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.
Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит, сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»
Воспитатель: - Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.
Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н» и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.
Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.
Например: - Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа
(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)
После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.
( Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).
Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».
Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.
Педагог задает вопросы:
- Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».
(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)
- Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».
(- Над зайчонком живет бельчонок).
Физкультминутка
А сейчас мы превратимся в зверей и птиц. Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.
- Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)
- Превратимся в воронят и. полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящих воронят.)
- А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)
- Превратились в лягушек и прыгаем, как они.
- А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)
- А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем.
Знакомство с буквой.
У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.
- Кого можно услышать? (Звук «Н»)
- Кого можно увидеть? (Букву «Н»)
Познакомьтесь! Вот она буква «Н».
Буква «Н» как лесенка,
Все движемся вперед,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовет!
5. Заключительная часть.