Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ)
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите какой звук будем сегодня изучать
Захомячил хомячок
Зерна в щеки-рюкзачок,
И до хатки поспешил,
Чтоб никто не рассмешил.
Пощекочем хомяка,
Пусть нам скажет букву…
(Х)
Воспитатель: определите каким бывает звук Х
Темочки:
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Хомяк, хобот, халат (ответы детей Х)химик, хижина (ответы детей (ХЬ)
Воспитатель: Правильно, слышится звуки Х (ХЬ) Звук Х- согласный, он не поется и мы во рту, когда его произносим, чувствуем преграды. А значит звук Х- согласный, глухой, бывает мягким и твердым.
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «Х»
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня тот у кого в имени есть звук х Дети по очереди называют свое имя и узнают, что х есть в имени Абдурахим.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС) дети пишут букву Х, разукрашивают крышу домика и неваляшку синим и зеленым цветом, в кармане пишут букву Х.)
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Абдурахим букву Х на третьем этаже, справа от буквы К.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Абдурахим : синюю и зеленую без колокольчика
Воспитатель: почему?
Абдурахим: потому что Х- согласный, глухой, бывает мягким и твердым.
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
«Разложи буквы по кармашкам неваляшек»
Цели. Проверяем и закрепляем знания ребенка о звуках. Учим определять левую и правую сторону предмета (выбор левого и правого «парадного» домика, отсчитывать этажи (счет по порядку, начиная снизу, объяснять выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Воспитатель: Обведи букву по контуру;
- Напиши букву по точкам;
- Сам напиши строчку этой буквы.
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
К сведению педагога: Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
Здесь ребенок может:
- дорисовать картинку по точкам;
- найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);
- раскрасить картинку;
- найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква)
5. Игровое упражнение «Вот так зверь!»
Цели. Закрепляем обобщающее понятие дикие звери ваших лесов. Закрепляем знание о том, что есть хищные и травоядные звери. Учим ребенка образовывать прилагательные: лисий, волчий, заячий, беличий. Учим различать звуки и буквы X — Т, закрепляем правильное написание этих букв. Закрепляем умение выделять первый звук и букву в слове.
Ход игры. 1. Ребенок рассказывает, кто где нарисован (белка — в верхнем левом углу; лиса — в нижнем левом углу; заяц — в верхнем правом углу; волк — в нижнем левом углу); дает общее название увиденному: дикие звери.
Предлагаем ребенку внимательно рассмотреть зверей и сказать, что у них нарисовано неправильно; нужно раскрасить только правильно нарисованные части рисунка, не закрашивая то, что принадлежит другому животному. Ребенок называет ту часть рисунка, которую он не раскрасил, и объясняет почему. (У белки не раскрашен хвост, потому что он волчий. И т. д.)
Ребенок вспоминает общее название таких животных, как заяц и белка (травоядные); объясняет, почему они названы травоядными, и приводит другие примеры таких животных.
— А как можно назвать одним словом волка и лису? (Хищники.)
Ребенок называет зверей, относящихся к хищникам.
Ребенок рассматривает, называет и обводит буквы, находящиеся в кружках. Предлагаем ему определить, к каким из этих животных относятся написанные буквы, и объяснить свое предположение. (Слово травоядные начинается с Т. Здесь травоядные — белка и заяц. Слово хищники начинается с X. Здесь хищники — волк и лиса.) Ребенок соединяет стрелкой картинку и относящуюся к ней букву.
6. Игровое упражнение «Хитрые буквы»
Цели. На примере слов муха и мука закрепляем умение делать полный звуко-буквенный и слоговой анализ слова с выделением ударения. Учим различать (дифференцировать) звуки и буквы К — X.
Ход игры. Ребенок поочередно рассматривает картинки, читает слова под ними и вписывает пропущенную букву; сравнивает написание этих слов, определяя их сходства и различия.
Ребенок определяет, к какому слову относится каждая слоговая схема. Игра заканчивается рисованием звуковой и слоговой схем под словами МУХА и МУКА.
7. Игровое упражнение «Какая буква лишняя?»
Цели. Закрепляем знания о звуке и букве X. Учим находить эту букву среди других букв. Закрепляем знание о гласных и согласных, умение их различать.
Ход игры. Ребенок называет буквы по порядку, определяет среди них лишнюю и объясняет, почему именно эта буква лишняя. Он обводит гласные буквы красным карандашом, а букву X выписывает отдельно.