Елена Харченко
«С книжкой поведёшься — ума наберёшься». Сценарий конкурсно-игровой программы для детей младшего школьного возраста СРЦН
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: социальная адаптация и реабилитация воспитанников, создание ситуации успеха и развития познавательной активности.
Задачи:
- способствовать формированию у воспитанников позитивного отношения к чтению и обучению в школе;
- развивать игровые и коммуникативные навыки, умение работать в группе;
- учить правильно, с пользой проводить свой досуг;
- воспитывать интерес к книге, способствовать формированию и расширению читательского кругозора.
Ход занятия
1. Организация группы
2. Введение в тему
1). Загадка
Есть листок, есть корешок.
А не куст, и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всем тебе расскажет.
Я все знаю, всех учу.
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)
Воспитатель: Сегодня наше мероприятие посвящено нашему верному и надежному другу – книге. Чтобы узнать тему нашего занятия, вам необходимо из слов составить русскую пословицу (книжкой наберёшься» «С ума поведёшься –)
Воспитатель: Прочитайте хором еще раз тему нашего занятия. Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
2.) Пословицы русского народа
Воспитатель: О книгах наш народ сложил много пословиц. Давайте послушаем какие это пословицы. (Дети цепочкой читают пословицы)
• Книга - источник знаний.
• Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
• Ум без книги, как птица без крыльев.
• Книга подобна воде — дорогу пробьёт везде.
• Книга не пряник, а к себе манит.
• Сказанное слово — было да нет, а написанное живёт век.
• Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
• Ленивому Микишке всё не до книжки.
• Книги читать - не в ладушки играть.
• Кто много читает, тот много знает.
• Книга – лучший подарок.
• Книга для ума, что тёплый дождик для всходов зерна.
3). Рассказ воспитателя о книге
Воспитатель: По своему социальному назначению книги делятся на художественные, учебные, научно-популярные, научные, справочные.
По роду содержания их можно разделить на исторические, математические, биологические, философские, искусствоведческие, универсальные и многоотраслевые.
По читательскому адресу книги делятся на две группы – для взрослого читателя и для детей.
Основные типы и виды изданий для детей:
- литературно-художественные издания для детей;
- учебная литература; (это книги, которые чему-то учат. К ним относятся учебники и различные учебные пособия.)
- научно-популярные книги для детей;
- справочные книги для детей (энциклопедии, словари, справочники);
- деловая литература (по организации детского досуга, игры и развлечения);
- изоиздания (книги-игрушки, панорамки, раскладушки, раскраски и комиксы).
-публицистика (журналы и газеты).
Рассматривание выставки книг и определения типа или вида издания
3. Конкурсная программа
1). Узнайте героя русской народной сказки.
Весь я круглый, как клубок:
Справа – бок, и слева – бок,
Сверху – бок, и снизу – бок,
А зовусь я…. (Колобок)
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно в нём
Самым разным жителям.
Но висит на нём замок.
Этот домик - … (Теремок)
Брат решил воды напиться –
Не узнать теперь его.
- Эти рожки и копытца
Отрастил ты для чего?
Отвечает братец мне:
- Мэ-э-э» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял. (Волк из р. н. с. «Лиса и волк»)
Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут –
Озорников всегда там ждут. (Гуси-лебеди из р. н. с. «Гуси-лебеди»)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (р. н. с. «Репка»)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (р. н. с. «Снегурочка»)
В этой сказке Уголёк
Через речку мостик сжёг.
Назови же поскорей
Ты ещё мне трёх друзей. (р. н. с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть»)
2). Сложите разрезанную картинку и назовите героя произведения.
3). «Кто прославил Родину нашу?»
Воспитатель: Рассмотрите портреты знаменитых людей и назови их фамилии. Чем они прославили Родину нашу?
4.) Музыкальная игра «Ты катись веселый бубен» У вас есть любимая сказка? Сейчас мы узнаем кто больше назовет сказок. Попрошу всех дружно встать в круг, будем мы сейчас играть. Под веселую музыку будем передавать бубен друг другу очень быстро, у кого в руках останется бубен, когда остановится музыка, называет сказку.
5). Общие учебные вопросы:
Сколько углов у треугольника?
Какую форму имеет планета Земля?
Сколько будет 25 плюс 5 и минус 20?
Я задумала самое большое однозначное число. Какое?
Чем занимаются метеорологи?
На какие группы делятся животные?
Сколько букв в русском алфавите?
Как пишутся жи и ши?
Как называется первая учебная книга первоклассника?
Как называется время занятий в школе?
Когда наступит завтра?
Сколько дней в неделе?
Сколько месяцев в году?
Где живут рыбы?
Сколько ног у паука? У насекомых?
Почему надо развешивать кормушки?
Сколько цветов у радуги?
Сколько пальцев на 1 руке? А на двух?
Сколько ног у трех собак?
У человека лицо, а у собаки …
Что такое скелет?
Сколько планет в Солнечной системе?
Стол, стул, кровать, шкаф – это …
6). «Волшебный мешочек»
(Из каких литературных произведений эти предметы: скорлупа грецкого ореха, копеечка, мыло, туфелька, яблоко)
7). «Продолжите строки»
Воспитатель: Вспомните строки сказки и продолжите их. Назовите сказку.
- Петушок, петушок, Золотой гребешок…
- Я Колобок- колобок…
- Несет меня лиса…
- По щучьему велению…
- Козлятушки, ребятушки…
- Ловись рыбка…
8.) «Смотай волшебный клубочек»
4. Итог. Рефлексия
Дети читают стихи:
1. Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали ничего!
2. Книга нам про всё расскажет,
Книга нам всё покажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся.
3. Где тепло, а где мороз
Листья все смахнул с берёз,
Если книгу прочитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь
И сильней её полюбишь.
Воспитатель:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (С. Михалков)