Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы
Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,
I. Организационный момент
Воспитатель: Послушайте ребята загадку
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква. (Ы)
Воспитатель: Правильно «Ы». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим, не чувствуем преграды.
Артикуляция звука.
Давайте вместе произнесем звук «ы».
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Публикация «Конспект занятия по грамоте „Звук [Ы] и буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. В кармане у неваляшки лежит ключик от квартир букв (это карточки с цветными буквами).
Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).
Ответы детей: (красную)
Воспитатель: почему красную?
Ответы детей: потому что звук ы гласный, а гласные звуки обозначаем красным цветом.
Воспитатель: у нас с вами две неваляшки красного цвета. Неваляшка со звездочкой для гласных букв волшебниц, которые смягчают предшествующие согласные, их мы будем, поселим во второй ряд домика. А гласные, которые не смягчают предшествующие согласные, будем прописывать в первый ряд.
Дети (воспитатель с детьми проговаривают слова дым, сыр, рыба,и т. д.)в первый ряд, так как звук ы согласные не смягчает)
Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву ы и поселяем ее слева в первом этаже, а теперь, выполняем с своих тетрадях. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС)дети пишут букву ы., разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут буку ы.
Воспитатель: внимательно посмотри картинки с слева и называем слова (сыр, рыба,шары).
Воспитатель: В каком слове Ы в середине (Ответы детей)
Воспитатель: Это сыр и рыба, пишем букву ы в середине.
Воспитатель: В каком слове Ы в конце (Ответы детей)
Воспитатель: Это шары, пишем букву А в конце.
Воспитатель; в каких словах встречается ы (ответы детей, выбирают картинки и рисуют в пустых клетках (дым, розы, весы)
при этом воспитатель обращает внимание детей, что на букву ы слова не начинаются.
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
2. Игровое упражнение «Буква потерялась»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: развивать зрительную память, продолжить рисунок по образцу
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
Здесь ребенок может:
- дорисовать картинку по точкам;
- найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);
- раскрасить картинку;
- найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква).
5. Игровое упражнение «На птичьем дворе»
Цели. Учим ребенка узнавать в словах и дифференцировать звуки Ы — И. Закрепляем знание очертания букв Ы, И. Продолжаем тренировать в умении образовывать множественное число существительных. Закрепляем знания по теме «Птицы» (домашние, дикие, водоплавающие, перелетные).
Ход игры. Ребенок должен определить на рисунке лишнюю птицу. Здесь могут быть предложены и объяснены два варианта ответа: 1) лебедь лишний, так как это дикая птица, остальные — домашние; 2) курица лишняя, так как она не водоплавающая, а остальные водоплавающие.
На рисунке изображены два домика. Ребенок обводит, узнает и называет буквы, написанные на этих домиках точками — Ы и И. Нужно «расселить» птиц по домикам, а для этого догадаться, кто в каком домике должен жить. Подсказка: на птичьем дворе живет много птиц — гуси, утки, куры. На какую букву оканчивается слово, в том домике и живут эти птицы. Игра завершается раскрашиванием картинок.
6. Игровое упражнение «Зонт»
Цели. Учим ребенка образовывать множественное число существительных. Развиваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на примере слов зонт, зонты. Учим составлять и разгадывать ребусы. Развивая зрительное восприятие, продолжаем тренировать в выполнении рисунка по точкам.
Ход игры. Ребенок узнает предмет, изображенный точками (зонт, записывает его название и завершает рисунок по точкам.
Даем задание: с помощью данного рисунка составить новый ребус. На рисунке справа от зонта ребенок пишет букву Ы. Затем он сам расшифровывает этот ребус, рисует картинку-отгадку, подписывает ее (зонты); выполняет звуковую и слоговую схемы обоих слов; раскрашивает картинки.
7. Игровое упражнение «Где спряталась буква?»
Цели. Закрепляем умение узнавать очертания буквы Ы, не путать ее с похожими буквами.
Ход игры. Ребенок должен среди заштрихованных букв найти Ы, обвести ее карандашом или ручкой и объяснить, чем остальные буквы на рисунке отличаются от Ы.
Итог занятия, оценка детей. – Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы