Дерягина Наталья
Квест «Я поведу тебя в музей!» по теме «Великая Отечественная война»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в музей Боевой Славы. Воспитатели уже много рассказывали вам о Великой Отечественной войне, много читали рассказов о детях войны, дома с родителями вы рассматривали старые письма и семейные фотографии. А сегодня мы с вами перелистаем страницы истории и проведем небольшую экскурсию - квест. Посмотрите на схему! Стрелочки показывают нам на загадки, а на экспонатах музея есть номера, так мы с вами будем передвигаться по экспозициям!
Воспитатель: Загадка №1
Новости расскажет всему свету
Радио и старая военная (газета)
Воспитатель: Правильно, найдите цифру 1 в нашем музее (дети находят). Подойдите к экспозиции «Внимание! Говорит Москва!». О начале войны объявили по радио. Посмотрите, у нас есть такой экспонат радио и старая газета (звучит запись голоса Левитана о начале войны). Фашисты напали на нашу страну в 4 часа утра, когда многие спали.
Что было дальше, давайте послушаем…
Загадка №2
Глазами не увидишь, руками не возьмешь,
А без него в атаку не пойдешь.
(Боевой клич УРА).
Воспитатель: А теперь перейдем к цифре 2.
- Не задумываясь, наш народ сплотился, мужчины отправились на фронт воевать. Вот знаменитый плакат «Родина – мать зовет» автора Ираклия Толидзе. Как вы думаете, почему он так называется? На этом плакате художник изобразил образ матери, призывающей на помощь своих сыновей, приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери зовет всех на защиту страны. На заднем плане множество штыков говорят о том, уже тысячи солдат встали на защиту своей родины. А поэт В. Лебедев-Кумач написал слова песни «Священная война!». Послушаем фрагмент этой песни, призывающей, как и плакат, всем встать на защиту Родины!
Воспитатель: Загадка №3
Головной убор я крепкий!
И в условиях боёв
Жизнь спасаю я нередко
Наших доблестных бойцов.
(Каска)
Воспитатель: Перейдем к цифре 3.
-Посмотрите, вот она! (показ экспоната каски). Что вы видите на ней? Что вы думаете, как возникло это отверстие? (предположения детей). Возможно, вы правы. Очень много солдат, мирных жителей погибло во время войны.
Воспитатель: Загадка №4
По полю ползет,
Пушкой ведет,
Страх нагоняет.
Во врага стреляет
(Танк)
Воспитатель: Правильно, а теперь найдите цифру 4. Итак, мы переходим к экспозиции «Военная техника». Эту технику делали воспитанники нашего детского сада со своими семьями из картона, фанеры, конструктора «Лего». Можете взять в руки и рассмотреть ее детально. Знаете, как она называется? (ответы детей)
Вот послушайте, и найдите отгадку №5
Занимает место почетное-
Машина минометная
Имя девичье носила
И врага огнем косила,
(«Катюша»)
Воспитатель: Верно, а теперь я предлагаю вам закрыть глаза и послушать звуки военной техники. (Звучат в записи звуки гусениц танка, гудок корабля, шум самолета, рев мотора грузовика). Эта техника и смелость, решительность, находчивость наших солдат принесла нашей стране победу в Великой Отечественно Войне!
Воспитатель: Молодцы, все угадали. Чтоб перейти к следующей экспозиции, послушайте загадку №6
Пригодится он всегда!
Можно приготовить ужин.
На костре, с дымком еда!
Он солдату очень нужен! (котелок)
Воспитатель: Правильно, найдите в музее цифру 6 и подойдем к ней. Что вы здесь видите? (ответы детей). Подумайте, почему называется котелок, а не котел? (Ответы детей). Да, это походный котелок, который у солдата был с собой всегда, также как и ложка с кружкой. Обратите внимание, посмотрите на самое вкусное, что могло быть в то время? (Кусочек сахара и хлеба). Да, голодно было, и мирным жителям и солдатам не хватало хлеба, воду пили вместо чая, а вкусный чай делали из моркови. Но в любое время нашего русского человека поддерживала песня! Так и на фронте, во время короткого отдыха, солдаты пели песни под гармошку у костра. (Рассмотреть военную фотографию). А теперь давайте немного разомнемся!
Физминутка: «Будем в армии служить»
Мы станем все военными. (Шагают на месте)
Большими, здоровенными. (Руки вытянуть вперед, вверх, опустить через стороны)
Будем в армии служить. (Махи поочередно руками вверх и вниз)
Будем Родину любить! (Махи поочередно руками вверх и вниз)
Сад и дом свой охранять. (Наклон вперед и смотрим в «бинокль»)
Будем мир мы защищать! (Шагают на месте)
А еще, можно было прослушать любимые военные песни на патефоне.
Воспитатель: Послушайте загадку №7
Ручкою блестящей
мы заводим старый ящик,
И так вот интересно
Мы будем слушать песни!
С военных тех времён
Сохранился …. (Патефон).
-Давайте, включим его? А знаете, как это сделать? Хотите, покажу? Нужно у патефона покрутить ручку, опустить иголку на пластинку, и…. (дети слушают фрагмент песни «В землянке»).
-Какое у вас возникло настроение, когда вы слушали эту песню? (Ответы детей). Да, тихое грустное настроение, когда человек скучает о своей семье, а рядом смертельно опасное поле боя, где могут убить или ранить.
Воспитатель: Загадка № 8
В госпитале раненый солдат не ел,
То был в ознобе, то потел:
Он в бою был сильно ранен,
И спас его однополчанин.
Как огнедышащий пожар,
Солдата мучил ночью жар.
С ним рядом с ночи до утра
Несла дежурство…. (медсестра)
Воспитатель: Найдите в музее цифру 8 и переходим к экспозиции «В госпитале».
-Как вы думаете, что такое госпиталь? Правильно, так раньше называли больницу для раненых солдат. И медсестры помогали солдатам не только в госпитале, но и на поле боя, перевязывали их и вытаскивали раненых из-под обстрелов. Посмотрите и назовите, что вы видите в этой экспозиции? (шприц, стеклянные бутылочки с лекарствами, кровать, ширма, кукла би-ба-бо). Как вы думаете, а почему в госпитале есть кукла? Я вам дам подсказку - как дети могли помочь в госпитале? (Ответы детей: могли помочь стирать бинты, приносить воды солдатам, играть в шашки, писать и читать письма от родных).
Вы еще не знаете, но я вам сейчас расскажу, почему здесь куклы би-ба-бо. А вы пока можете их примерить на руку и послушать мой рассказ:
Неужели дети с куклами могли что-то сделать для победы? Кукол не убрали в ящик и не забросили пылиться на самую дальнюю полку на время войны. Их призвали на фронт воевать в самом прямом смысле! Призвали, как самых настоящих солдат, защищать свою Родину.
Но, как вы понимаете, у кукол свое оружие – они способны подарить радость в самые страшные минуты жизни. Дети стали приходить со своими кукольными спектаклями в госпиталь, разыгрывать разные сценки из мирной и военной жизни. Забавное кукольное представление смотрели и тяжелораненые! Куклы приносили радость безнадежно больным, которым не суждено было вернуться домой. Ведь стоит куклу взять в руки, она тут же откликнется и оживёт. Как тут не улыбнуться! А это и есть жизнь!
Но сначала учителя и дети сомневались, можно ли беспокоить раненых? На это врач твердо сказал им: «Наоборот! Им и надо больше всего!»
Воспитатель:
-А теперь переходим к следующей загадке №9
На кочке огонечек,
На огонечке пузыречек (керосиновая лампа)
Воспитатель:
-Найдите эту цифру и отгадайте что это? Это керосиновая лампа. В то время часто бывали перебои с электричеством, а много где его вообще не было. Поэтому и в землянке, и в домах города люди использовали керосиновые лампы, наливали керосин, или тюлений жир, зажигали фитилек и читали в газете новости с фронта.
Воспитатель: загадка №10
Очень уж к родным хотело,
Ехало, потом летело.
В треугольнике бумажном.
В нем написано о важном! (письмо).
-Мы с вами раньше уже рассматривали военные письма-треугольники, складывали их. Подскажите, а почему оно желтого цвета? (ответы детей). Да, бумага со временем желтеет, становится хрупкой. Но тем это письмо и дороже. Поэтому такие письма в музее мы храним под стеклом. А о чем же писали друг другу люди во время войны? (ответы детей). Сколько радости и надежды приносил втрое сложенный тетрадный листок, иногда всего с одной фразой: «Я жив!». Послушайте, какими словами начинали письма: «Здравствуй, дорогая моя Нина, а также милые мои детки Оленька, Катенька и Шурочка!», «Шлю вам всем сердечный привет!», а заканчивали такими: «Горячо целую вас всех, крепко обнимаю!», «Остаюсь пока жив и здоров, до свидания!».
Воспитатель: А дома солдат очень ждала семья. Но жены и дети не сидели, сложа руки. Каждый из них приближал Победу по-своему!
А вот и загадка №11
Есть и правый, есть и левый —
Надевай их в холод смело!
Чтоб ноги в тепле солдат мог держать,
из пряжи их надо было связать,
Греют ноги нам они —
Наши тёплые. (носки)
Воспитатель:
-Дети в школе учились вязать и шить. Посмотрите, где цифра 11 и увидите, сколько всего своими руками делали дети и отправляли в посылках на фронт. Мальчишкам и девчонкам было теперь не до игр. Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай. Ребята постарше трудились на заводах, помогая взрослым изготавливать оружие. Трудились ребята наравне со взрослыми, очень уставали, но понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь необходима. А для чего они вязали рукавицы, носки, шили кисеты? (Дети отвечают и рассматривают экспозицию «Тыл-фронту»).
Воспитатель:
-Один человек - сделает одно дело, а когда весь народ вместе - можно горы свернуть и врага одолеть! Так, минута за минутой, день за днем, год за годом, неся огромные людские потери, терпя голод и холод, но совершая ежедневные подвиги, наша страна приближалась к Победе! Вы знаете, когда наша страна празднует этот праздник? (ответы детей). (Звучит 1 куплет и припев песни «День Победы», дети выполняют движения по показу)
Воспитатель:
- А вот и загадка №12
За то, что подвиг совершили-
Солдатам на войне вручили… (медали, ордена)
Воспитатель:
-Найдите цифру 12 в музее и скажите, что вы увидели? Да, это медали. Конечно, все наши семьи хранят, как реликвию, медали солдат. Поэтому здесь вы можете увидеть фотографии медалей. Но в музее мы можем вам показать значки «Участник плавания в конвоях», «Дети войны», юбилейные медали «75 лет Победы». Сегодня к нам в гости пришла Ящук Капиталина Ильична, ей 85 лет, во время войны она была ребенком. Послушайте ее рассказ, как они тогда жили. (Небольшой рассказ гостя).
Воспитатель: Следующая загадка №13
Память о тех, кто за мир на земле
Остался навечно на этой войне.
Сюда придем мы поклониться,
И на колени опуститься (вечный огонь)
-Найдите цифру 13 на макете нашего города. У нас в городе много памятников и стелл, посвященных событиям тех лет. Один из них, это «Монумент воинам – северянам, павшим в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 г. г.» (Дети подходят к макету города). Когда мы приходим в городе к такому памятному месту, мы с уважением и гордостью вспоминаем тех, кто отдал свою жизнь на поле боя ради мира на земле!
-Сейчас я предлагаю вам пройти к нашему столу и нарисовать салют Победы. (Дети, под песню «День Победы», коллективно рисуют на световом песочном столе салют).
Воспитатель:
-О чем мы сегодня с вами узнали? Что вы почувствовали, когда по радио сказали о начале войны? А какие чувства у вас возникли, когда мы с вами рассматривали письмо с фронта? Расскажите о том, что узнали своим близким и друзьям. Всем, кто приходит в наш музей, мы дарим георгиевскую ленточку. Что она обозначает? Черный и оранжевый цвета ленты олицетворяют «дым и пламя» и означают заветные слова «Я помню, я горжусь!».