Анжелика Козырева
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь»
(подготовительная к школе группа).
Автор учитель-логопед Козырева А. В.
Цель: формировать фонематическое восприятие детей на основе различения
звуков по мягкости, твердости.
Задачи:
1. Формировать умение дифференцировать звуки р / рь на слух;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [Р], [Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
2. Закрепить навык дифференцированного произношения звуков р / рь в
слогах, словах, предложениях;
3. Активизировать словарь детей словами-обобщениями;
4. Совершенствовать навык звуко- буквенного анализа;
5. Развивать кинестетическое и кинестезическое восприятие;
6. Развивать словесно-логическое мышление;
7. Развивать групповую сплоченность, формировать нравственные
качества личности: доброту, отзывчивость.
Оборудование:
1. Демонстрационное панно с тремя полосками;
2. Два звуковичка в зеленой и синей одежде;
3. Тканевый мешочек;
4. Игрушки / 12 шт. на звуки р / рь
Кружка, шарик, труба,тарелка, пирамидка, рюкзак, карандаш, погремушка, вертолет, матрешка, пантера, курица.
5. Буквы Р, Э, К, Р, И, К.
Ход занятия.
Дети образуют круг. Чтобы настроение детей стало приподнятым и они почувствовали сплоченность коллектива, логопед предлагает детям подарить друг другу искорку своего тепла и улыбки.
Игра «Искра». Дети по очереди поворачиваются друг к другу, слегка нажимая на ладонь, улыбаются, смотря другу в глаза. Так искорка бежит по кругу. Затем логопед оборачивается назад, привлекает внимание к цветным замкам.
Логопед :
- Ребята, мы снова попали в страну Звуканию. Нас уже кто-то встречает. (Из-за панно появляются два Звуковичка).
3вуковuчкu :
- Здравствуйте, ребята! Мы два брата Звуковичка «Р» и «Рь». Друзья нас называют:
- Меня Рэк.
- А меня Рик.
-Я «Р», у меня характер твердый и люблю я все то, что звучит твердо. В моей комнате есть шифоньер, кровать. Я люблю носить рубашки, свитер, а есть творог, пироги, ватрушки.
- Я «Рь», у меня характер мягкий и люблю все то, что звучит мягко. В моей комнате кресло, трельяж. Люблю носить трико, брюки, а кушать рис, фрикадельки, ириски.
Логопед :
- Только вы, братцы, какие-то грустные. Что с вами случилось?
3вуковuчкu :
- В нашей стране Звукании появился страшный обжора Лизун. Однажды он так захотел есть, что слизал все наши буквы, звуки. Теперь мы с братом не знаем, где наши места!
Логопед :
- Не расстраивайтесь, Звуковички! Мы с ребятами попытаемся вам помочь.
- Согласны, ребята?
- Пусть Звуковички остаются с нами, а мы попытаемся им подсказать, где и в каких словах их места.
1. -Для того, чтобы справится с этим непростым заданием нужно быть не только внимательными, но и дружными. А сначала давайте попробуем составить звуковые портреты двух братьев.
(Дети дают сравнительную характеристику этих звуков).
Общее: согласные, звонкие, при их произношении язычок поднимается наверх и дрожит.
Отличие: один мягкий, другой твердый.
Уточняется артикуляция этих звуков.
11. Логопед предлагает присесть на полянке в кружок (на коленях) перед дорогой.
Игра «Камень-вата».
Логопед :
- Подсказывать Звуковичкам будем молча, с помощью рук. Если в слове вы услышите твердый звук, то пальчики сжимаете в кулачки, как камень. Если в слове мягкий звук, то ладошки распрямляете, словно мягкую вату.
Словарь : рак, рябчик, заря, жираф, парад, черемуха, ворона, ларек, крючок, грамота, горячий, тревога, графин.
111. Игра «Крепкая цепочка».
Логопед :
- Преодолеть беду можно только всем вместе. Ведь дружба - это большая сила. (Дети повторяют слоги тройками за логопедом. При правильном произнесении, берутся за руки).
Ра-ра-ря; Ре-рэ-рэ;
Ро-ре-ро ; ру-рю-ру;
Ры-ри-ры ;ря-ра-ря.
Логопед акцентирует внимание на том, что цепочка получилась крепкая, потому что дети были дружные, а это значит, что они могут справиться с любой неприятностью.
IV. Игра «Чудесный мешочек» (дети садятся на стульчики).
Логопед обращает внимание детей на игрушки, стоящие на столе- это подарки для Рика и Рэка, чтобы им не было так грустно. Но Лизун перепутал эти подарки. Предлагает обследовать предметы, затем определить их на ощупь, назвать и разделить между братьями.
V. Игра «Море волнуется».
Логопед акцентирует внимание на том, что подарки братьям понравились. Они повеселели, и предлагают детям поиграть в игру.
Вначале придумать слова, в которых есть твердый звук «Р», и их изобразить мимикой, пантомимикой в движении. Затем тоже с мягким звуком «Рь».
Примерные слова:
Робот, богатырь,воробей пузырь, ворона, орел, ракета, рева, рыба, черепаха, репка.
VI. Самомассаж лица. (Дети стоят около стульчиков или произвольно). Звуковички благодарят детей за веселую игру и предлагают сделать самомассаж, чтобы стать более здоровыми. Одновременно с действиями, произносят чистоговорки.
РА-ра-ра (гладят лобик, Погляди-ка детвора (массируют лицо от носика к ушкам). Ря-ря-ря (от уголков рта к ушкам). Взошла красная заря («обезьянка»). Ры-ры-ры (гладят подбородок, растет рябина у горы (гладят шею). Ри-ри-ри (хлопают, клюют рябину снегири (топают).
VH. Игра «Что с чем дружит».
Логопед :
Чтобы помочь Звуковичкам нужно быть не только внимательными,но и уметь размышлять. Давайте в этом поупражняемся.
1. Морковь «дружит» с картошкой, хорек с черепашкой.
2. Укроп «дружит» с петрушкой, а творог с ватрушкой.
З. Кастрюля «дружит» с тарелкой, а жираф с мартышкой.
4. Репка «дружит» с редькой, а озера с речкой.
5. Муравей «дружит» со стрекозой, а рябина с березой.
6. Трико «дружит» с брюками, а рукава с карманами.
Дети обосновывают свои ответы.
(Трико дружит с брюками, потому что - это одежда, а рукава с карманами, потому что - это части одежды и т. п)
.
VIП. Звуко - буквенный анализ.
На прощание предлагает сравнить слова РЭК и Р И К.
Дети делятся на две команды. Встают друг напротив друга. Называют последовательно звуки в слове, а затем сравнивают их. Если звуки совпадают, то протягивают друг к другу руки, если нет, стоят, опустив.
Делают вывод, что в словах РЭК, Р И К совпадают, т. е. одинаковы только последние звуки.
Выкладывают эти слова и сравнивают. Отличаются они только двумя буквами.
Вывод: значит от гласной зависит, каким будет впереди стоящий звук.
IX. Рэк и Рик благодарят детей за помощь и говорят о том, что они многому от них научились - анализ занятия логопедом, дети делают самоанализ.
МБДОУ детский сад N294 компенсирующего вида Ленинского г. Нижнего Новгорода, 2015год.