Елена Туркова
Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]»
▼ Скачать + Заказать документы
Групповое логопедическое занятие (2 класс).
Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К].
Лексическая тема: Деревья.
Цель: 1. Выделение согласных К, Г в словах, словах и предложениях.
2. Коррекция психических функций: внимания, мышления, памяти.
Задачи:
Образовательная (обучающая) :
Публикация «Конспект группового логопедического занятия „Дифференциация согласных звуков [г]-[к]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
1. Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
2. Обогащение словарного запаса у учащихся с ОНР III.
3. Активизировать слова по теме «Деревья», учить составлять слова из слогов.
4. Учить детей дифференцировать звуки [Г-К].
Коррекционно-развивающая:
1. Развитие произвольности психических процессов учащихся.
2. Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, плани-рование умственных действий.
3. Развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.
4. Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия.
5. Развитие мелкой моторики, темпа выполнения занятий.
6. Развитие личностных особенностей учащихся, навыков коллективного взаимо-действия.
Воспитательная:
1. Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека.
2. Воспитание внимания к звуковому составу слова.
3. Воспитание осознанного уважения к труду учителя.
Охранительная:
1. Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушений зрения, слуха, осанки, мелкой моторики.
2. Преодоление перегрузки учащихся путем переключения их на разные виды дея-тельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, отсутствие до-машнего задания.
3. Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учеб-ного материала учащимися, индивидуального темпа, работоспособности и утом-ления при выполнении заданий.
4. Учет возрастных особенностей учащихся, ведущего вида деятельности.
5. Стиль общения с учащимися демократический, личностно- ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.
Наглядный и дидактический материал прилагается.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Отгадайте, кто сегодня к нам пришел на занятие?
и л ф н и
4 3 1 5 2
-Молодцы! Правильно, к нам на занятие пришел филин. Это самая умная птица.
-Ребята, эта птица днем спит. А ночью охотится. Посмотрим, где она живет, какая у нее поляна. Давайте зажжем на этой полянке фонарики. И мы что-то увидим.
-Фонарик зажжется только в том случае, если ты прочитаешь что на нем написано.
-Но вначале мы должны вычеркнуть буквы, которые написаны не правильно.
-Сколько слогов в слове грузовик (горшок, рогатка, гудок? Молодцы! Ваши фонарики за-жглись.
2. Характеристика звуков [Г-К].
-Ребята, давайте еще раз вспомним, какие буквы были написаны не правильно на фонариках (Г и К). Посмотрите, как они пишутся правильно. Дайте им характеристику.
Звук [Г] – согласный, звонкий, твердый;
Звук [К] – согласный, глухой, твердый.
Что между ними общего? Что их различает?
3. Артикуляция [Г-К].
-В каком положении находятся губы? (разомкнуты).
-В каком положении находятся зубы? (приоткрыты).
-С чем соприкасается язык? (с небом).
4. Активизация словаря по теме «Деревья».
-Посмотрите, стало видно лесок, где филин охотится (вывешиваются картинки деревьев). Какие это деревья? Давайте попробуем отгадать.
А) Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Ответ: Береза
Давайте найдем на доске березу.
Б) Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
Ответ: Дуб
В) Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ответ: Ель
Г) Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
Ответ: Рябины
Д) Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
Ответ: Тополя
Е) Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
Ответ: Клён
Ж) Осенью на ветке
Подрастают детки
Все без глаз, без рук, без ножек -
Каждый как зеленый ежик.
Ответ: Каштаны
-Скажите, какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные) Среди этих деревьев какое де-рево хвойное? Что означает слово «Хвойное»? Какие еще хвойные деревья вы знаете?
5. Физ. минутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку
Весело шагать
Руки поднимать
Приседать и вставать
Прыгать и скакать.
6. Дифференциация звуков [Г-К] в словах.
Посмотрим, что еще появилось на нашей поляне? (половинки цветов). Стало видно только половинки цветов, света от фонариков не хватает. Давайте подойдем поближе (каждому разда-ются вторые половинки цветов). Найдите вторую половинку каждого цветка. Какое слово у вас получилось? (горка, голос, игра, загон). А теперь замените звук [Г] на звук [К]. Что у вас полу-чилось? (корка, колос, икра, закон).
7. Дифференциация звуков [Г-К] в тексте.
Постройка гнезда.
Грачи строят гнезда на верхушках высоких деревьев. Грач ищет тоненькие прутики и летит с ними к гнезду. Грачиха караулит постройку. Потом наступает очередь грачихи. Она летит на поиски материала для постройки гнезда. Приносят грачи сухие перья, кладут их кучей на ветках. Гнездо построено.
Вместо букв Г и К вырезаны окошки.
-Посмотрите на текст, вставьте в пропущенные места буквы Г или К.
-Затем дети читают цепочкой по предложению.
Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты - молодец!
8. Итог занятия.
-Какие буквы и звуки мы сегодня учились различать?
- Чем отличаются эти буквы, звуки?
Какие подсказки и как нам помогали? Какие задания были самыми интересными?
9. Рефлексия.
-Ребята изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо- сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (дети определяют шкалу успеха).
Занятие окончено.
Всем спасибо за работу!