Фаниса Самигуллина
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] у детей 5–7 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Учить четко и правильно произносить звук «л», автоматизировать данный звук в слогах и словах со стечением согласных звуков; автоматизировать произнесение звука во фразовой и связной речи;
-учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом «а»;
-учить звуковому анализу односложных слов со стечением согласных звуков в начале слова;
-упражнять в образовании родственных слов, согласовании падежных окончаний, изменении существительных по числам и падежам, согласовании количественных числительных с существительными;
- упражнять в употреблении предлога «около» во фразовой речи;
Публикация «Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] у детей 5–7 лет с ОНР» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- формовать навык деления слов на слоги;
- упражнять в образовании и употреблении сравнительной степени прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать слуховое внимание и зрительное восприятие;
- Совершенствовать фонематическое восприятие;
-развивать артикуляторный праксис и мелкую моторику через элементы биоэнергопластики, укреплять мышечный тонус;
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность,
умение внимательно слушать;
-Расширять кругозор ребенка.
Оборудование: Кукла-бибабо, магнитная доска, компьютер, компьютерная программа «Игры для Тигры», проектор, символы звуков, «волшебный» сундучок, заготовка для обводки по контуру, фломастер, предметные картинки (слон, слоны, слониха, слонихи, слоненок, слонята, карточки с числами 1.2и значком «***», пособия для игр «Домики», «Угощение для слонов»
Ход занятия:
I. Подготовительная часть
1. Организационный момент
Игра на слуховое внимание «Выполни команды»
Логопед: Сейчас мы с тобой поиграем. Встань ко мне спиной, внимательно слушай и выполняй команды:
На счет «раз» - руки в сторону;
счет «два» - руки вверх;
На счет «три» - руки вперед;
На счет «четыре» - руки вниз;
(Логопед считает вразбивку, ребенок выполняет движения)
2. Повторение пройденного и постановка цели занятия
(Логопед вносит куклу – бибабо)
Логопед: - Посмотри к нам на занятие пришел наш старый знакомый Лапотуша. Он хочет стать волшебником. А любой волшебник должен четко говорить заклинания. Поэтому Лапотуша учится вместе с нами говорить разные звуки. Если ты правильно определишь первый звук в словах, то догадаешься, с каким звуком мы будем сегодня заниматься.
- Лошадь, лампа, лук.
-Правильно, мы сегодня поиграем со звуком «л». Вспомни, пожалуйста, какой это звук и выбери соответствующего звукового человечка. (Ребенок говорит, что звук согласный, твердый, звонкий, выбирает «звукового человечка» и крепит его к доске.)
3. Развитие фонематического слуха.
Игры «Поймай звук», «Определи место звука в слове»
Логопед: - Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки, как только услышишь звук «л», хлопай в ладоши / звуки, слоги/.
- А сейчас я буду называть слова, определи, есть ли в этом слове звук «л», если есть, то определи его место в слове.
4 Уточнение артикуляционной позиции. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
- Молодец, ты внимательно слушал, а сейчас вспомни, как расположить язык, губы, зубы, чтобы правильно произносить звук «л».
- Для того чтобы язык лучше справлялся, сделаем небольшую гимнастику язычком и губами, а пальцы нам помогут. (Упражнения: «Птенчики»,
«Иголка», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр»).
II. Основная часть
1. Автоматизация изолированного звука. Работа над просодикой.
(Компьютерная программа «Игры для Тигры», раздел «Просодика»).
2. Автоматизация звука «л» в слогах со стечением согласных
Логопед: - Наш Лапотуша уже научился говорить звук «л», но чтобы правильно произносит заклинания, ему нужно научиться говорить слоги и слова, где этот звук встречается с другими согласными звуками. Вот этому мы и будем сегодня учиться. Нужно запомнить и повторить первую часть заклинания.
Игра «Запомни и повтори»
Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды:
Шла – шло – шлу – шлы -щлэ
Лша –лшо- лшу – лши – лшэ
Ашл – ошл – ушл – ышл - эшл-
Правильно повторили заклинание и появилась волшебная шкатулка.
Игра «Скажи столько, сколько…»
Но чтобы она открылась, нужно столько раз сказать слог «сла», сколько на шкатулке белых замков; слог «сло»- сколько голубых замков.
3. Автоматизация звука «л» в словах со стечением согласных.
Игра «Назови картинку»
-Шкатулка открылась, а в ней лежит картинка и фломастер.
-Соедини точки и ты узнаешь кто это.
Кто это? - Правильно слон.
Игра «Измени слово»
Если правильно закончишь вторую половину заклинания, то слон станет большим.
«Сло-сло-сло – это слон ; Сла-сла-сла – хобот у слона; слу-слу-слу- я иду к слону; слом-слом-слом – играю со слоном; слэ-слэ-слэ – слушай о слоне.
(На экране проектора появляется изображение слона. Логопед рассказывает о слонах.)
Игра «Подбери родственные слова»
- Давай подберем семейку слов к слову «слон»
Папа-слон; мама – слониха; детеныш – слоненок; семья это – слоновая.
Игра «Один – много»
В одном стаде несколько семей. Скажи если один – то слон, а если много, то -…слоны; слониха –слонихи, слоненок –слонята.
Игра «Сосчитай-ка»
Давай посчитаем слонов.
1 – слон; 2 –слона; много – слонов (слониха, слоненок)
Игра на слоговую структуру «Домики»
Расселим слова по домикам. (Слон, слоны, слоненок). Назови короткое слово. Назови длинное слово.
Звуковой анализ слова «слон»
4. Физкультминутка «Покажи слонов».
5. Автоматизация звука «л» во фразовой речи.
Игра «Где стоит слоненок?» /составление простых предложений с предлогом «около»/.
-Слоненок стоит около слона (слонов, слонихи, слоних, слонят).
Игра «Что изменилось?» /составление сложносочиненных предложений с предлогом «около» и противительным союзом «а»/.
- Слоненок стоял около слона, а сейчас стоит около слонов (слоних,слонят).
Игра «Кого не стало?»
Игра «Угощение для слонов» /образование сравнительной степени прилагательных/.
(клубника трех оттенков красного цвета)
Логопед выставляет клубнику на доску.
-Эта клубника сладкая, эта клубника слаще, а эта - самая сладкая.
Угости слонов клубникой и расскажи у кого какая клубника.
6. Автоматизация звука «л» в связной речи.
Заучивание стихотворения
«Спит спокойно сытый слон,
Он слонихе шлет поклон»
III. Заключительная часть
Итог занятия по алгаритму
Слоны отдыхают, а мы вспомним:
- С каким звуком мы сегодня играли?
- Какие слоги повторяли?
-Какие слова с этими слогами запомнили?
- С каким словом-помощником составляли предложения?
- Какой клубникой угощали слонов?
-Что мы выучили о слонах?
_Лопатуша благодарит за занятие и прощается. Занятие заканчивается.