Ивойловская Анна Сергеевна
Консультация для родителей «Зачем читать детям сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем читать детям сказки?
Наверное, каждый родитель знает, что сказки читать и рассказывать детям надо. Но каждый ли знает, почему надо?
Рассказывание сказок просто необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его дальнейшей самореализации. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека:
• область отношений между людьми;
• инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
• сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
• рекомендации по противостоянию стрессу;
• типология людей и способы влияния на них;
• духовное развитие человека.
Образный, символический язык сказки обращен напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой создает в подсознании символический банк жизненных ситуаций, ценностей. И чем больше сказок впитает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во взрослой жизни.
Самое главное- начать читать ребенку как можно раньше. Для самых маленьких подойдут потешки, скороговорки, стихотворения, которые должны быть мелодичными и ритмичными, делать акцент на повторении. Монотонный ритм помогает развивать языковую интуицию и хорошо усыпляет. Позже можно читать короткие сказки.
Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни. Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе.
Как бы не пестрили витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, сказки народов мира.
Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, хочет слышать мамин или папин голос. Показывайте пальцем на картинки в книге и называете их. Сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. В сказке отсутствует прямое нравоучение. Она учит, но ненавязчиво.
Родители, практикующие чтение сказки на ночь, вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают. Ребенок упорствует и требует только одну книгу. С чем это связано? И нужно ли с этим бороться?
Психологи объясняют это двумя факторами.
Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.
Кроме того, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку помнит, и тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите. Он как бы обезопасил себя от неожиданных событий. Конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.
Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребёнку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что- пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребенка.
Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития.
С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями, как например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных. Ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказок.
С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе.
С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамическим сюжетом, приключенческая литература.
А как же быть с мультфильмами и компьютерными играми? Ведь они тоже обучают и дают новые знания. Конечно, их нельзя вычеркнуть из жизни, но давать их детям их детям не стоит слишком рано. Книжки должны стоять на первом месте в дошкольном возрасте. А когда малыш наберется опыта чтения, тогда можно дать ему играть с компьютерными персонажами.
Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки, вырастет более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.
Напоследок хочется сказать: дарите сказку детям, читайте им сказки, сочиняйте вместе и вы приобретёте незабываемый опыт общения, сможете лучше узнать интересы и проблемы детей. А возможно, сами найдете ответ на давно мучивший вас вопрос в мудрой, вечной, прекрасной сказке. Добрых сказок вам и вашим детям!