любовь шкунова
Конспект логопедического занятия «Паровозик из Ромашково. Дифференциация звуков [С], [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы.
Коррекционно-развивающие задачи:
– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ш];
– установить различия по звонкости– глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;
– совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);
Публикация «Конспект логопедического занятия „Паровозик из Ромашково, Дифференциация звуков [С], [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
– актуализировать словарный запас обучающихся, обогащать и активизировать их лексикон по теме «Времена года»;
– совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);
– развивать слуховую память и внимание, мелкую моторику, мышление;
Коррекционно-образовательные:
– развивать орфографическую зоркость;
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
Оборудование: путеводитель «Карта железной дороги», мультимедийный проектор, компьютерная физминутки, пальчиковые игры, звуковые линейки, презентация к занятию.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сегодня мы с вами отправляемся вместе с “Паровозиком из Ромашково” в увлекательное путешествие по стране звуков. Но сначала мы посмотрим карту, по которой едет наш паровозик. Вы согласны отправиться вместе со мной?
– Первая станция «Загадкино».Чтобы узнать тему нашего занятия-путешествия, вам необходимо отгадать загадки.
Отгадки вы должны подарить, кому подарим отгадки, догадайтесь сами.
(дети размещают ответы на магнитной доске)
Загадки на презентации
Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга – … (Самолёт)
- Какой первый звук в слове ШАПКА. Правильно Ш, кому подарим? Шипелочке.
- Какой первый звук в лове САМОЛЕТ, правильно С, кому подарим?
Свистелочке.
Дети дарят остальные загадки.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это-… (Снегири)
Дорожка сшита – связана,
Постирана, разглажена.
Антошу охраняет,
Холод отгоняет. (Шарф)
В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)
Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все – … (Солнце)
- Вторая станция «расскажи о звуках»
– Дайте пожалуйста характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)
– Дайте пожалуйста характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)
– Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам поможет артикуляционный профиль. Внимательно посмотрите на экран.
– Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука С
– Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука Ш
– Скажите, пожалуйста, чем же они отличаются? (положением языка, подъемом языка)
При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
Третья станция «Веселый ветерок»
- А теперь, определим, какой воздух у Свистелочки (холодный, а у Шипелочки (теплый)
– Молодцы. Двигаемся дальше.
Четвертая станция “Игровая”
(пальчиковая гимнастика, см. мультимедио)
– А сейчас мы прибыли с вами на станцию “Игровая”.
– Давайте немного поиграем. В роли язычка будут выступать наши ладошки. Когда я буду произносить звук С, язычок опускается вниз, когда я произнесу звук Ш, кончик язычка поднимается вверх.
Ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша.
Са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Пятая станция “Запомоминайкино”
– Сейчас я хочу проверить вашу память. Я назову ряд слов, а вы должны постараться запомнить их и повторить. Определить к какому времени года они относятся.
Мороз, сугробы, вьюга – какому времени года относятся эти слова? (к зиме)
Листопад, дожди, туман (к осени)
Жара, солнце, радуга (к лету)
Сосульки, проталины, подснежник, ручейки (к весне).
Шестая станция “Весенняя зарисовка” (мультимедио)
– А сейчас я вам предлагаю посмотреть весеннюю зарисовку.
– Ваши глаза отдохнули и готовы к дальнейшей работе.
– Посмотрите внимательно на картину. Какая весна изображена на ней ранняя или поздняя? (ранняя)
– Какое любимое занятие у детей ранней весной? (пускать кораблики).
– Мы с вами тоже запустим кораблики и подуем на них, постарайтесь, чтобы они встретились.
Станция “Ребусная”
– А сейчас я вам предлагаю разгадать ребус. Отгадайте название цветка, который появляется с приходом весны. Вам необходимо выделить звук под номером, который написан рядом с предметом и записать его букву. Для выполнения этого задания вы можете воспользоваться звуковыми линейками.
Л – лук (1)
А – аист (1)
Н – слон (4)
Д – подушка (3)
Ы – сыр (2)
Ш-шар (1)
ЛАНДЫШ
Станция «Танцевальная» (физминутка-мультимедио под музыку)
Станция «Перепутаница» .Слова перепутали предложение
– Перед вами на экране слова, составим их правильно.
В ландыши выросли лесу душистые
– Какое предложение наиболее интересное, наиболее удачное?
– Начертите на магнитных дощечках схему предложения.
– Обозначьте пожалуйста на схеме буквами, в каких словах находится звук [С], а в каких звук [Ш].
Мы вернулись на станцию «Ромашково»
– Наше путешествие подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])
– Какое самое интересное задание было для вас?
– Пароль на выход. Придумай слово в котором имеется звук С или Ш.
«Выбери ромашки – мое настроение после занятия» (ромашки с изображением мимики)