Хаярова Марина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [З] и [Ж] в тексте»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
- Продолжать учить дифференцировать звуки з и ж в тексте;
- Закреплять умение делать сравнительный анализ артикуляции звуков з и ж; - Продолжать учить делать звуко - буквенный анализ слова;
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением;
- Закрепление временных представлений; - Продолжать учить пересказывать рассказ.
Коррекционные задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [З] и [Ж] в тексте“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику; - Развивать фонематический слух и слуховое внимание;
- Развивать межполушарное взаимодействие, - Учить согласовывать движения с текстом.
Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, желание говорить правильно и красиво; - Развивать самоконтроль.
Оборудование:
Зеркало; картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики; картинки (пчела и жук); схемы анализа звуков з и ж; буквы: з, ш, л, ж, с, ц; карточки из д/и игры «Жук» (читаем слова – слоги) со словами жук и лук и кружки для звуко – буквенного анализа; словесная игра «Закончи слово»; игрушка собака с косточкой; фишки с картинками для заучивания чистоговорки «Зебры»; рассказ «Обезьяна и кот» из книги Н. В. Нищевой «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп»; д/и игра «Волшебник» из игротеки речевых игр Е. М. Карповой и Е. В. Соловьёвой (7 выпуск).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сейчас я загадаю загадки про насекомых, а ты их попробуй отгадай. – Над цветками кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несёт,
Из него готовит мёд? (пчела)
- Два рога - не бык,
Шесть ног без копыт. (жук)
- Как звенит пчела? (зззз) А как жужжит жук? (жжжж)
2. Объявление темы занятия.
– Сегодня мы продолжим учиться правильно и красиво проговаривать звуки з и ж. А для этого нам нужно сделать упражнения для губ и языка.
3. Артикуляционная гимнастика.
– «Заборчик» - «Бублик» (чередовать);
- «Мостик»;
- «Чашечка».
4. Сравнительный анализ артикуляции звуков з и ж по плану (положение губ и языка). – Посмотри внимательно на схемы и скажи, чем звук З отличается от звука Ж? (При произнесении звука З – губы в улыбке, а Ж – губы округлены. При произнесении звука З –язык опускается к нижним зубам. А при произнесении звука Ж язык поднимается вверх к верхним зубам и по форме напоминает чашечку.)
5. Характеристика звуков. Дай пожалуйста характеристику звука З (согласный, твёрдый, звонкий).
–Дай характеристику звука Ж. (согласный,твёрдый,звонкий).
– Правильно, они оба согласные, твёрдые, звонкие.
Поочерёдное проговаривание изолированных звуков з и ж (пчела звенит, жук жужжит).
6. Дифференциация звуков в слогах.
– Слушай внимательно и повтори за мной слоги:
Аза-аза-ажа эжэ-эжэ-эзэ ызы-ыжы-ызы ожо-озо-ожо
7. Развитие фонематического слуха. Словесная игра «Закончи слово». - Я буду называть начало слов, а ты должен закончить слово добавив слог зы или жи.
Ко, гара, арбу, е, дикообра, но, лы, у, гро, ро, мор, моро… .
8. Связь звуков и букв.
– Посмотри внимательно и найди среди букв букву, которая обозначает звук з и положи её к пчёлке. А теперь найди букву, которая обозначает звук ж и положи её к жуку. Назови слово, в котором есть звук з. А теперь назови слово, в котором есть звук ж. Выложи слово «жук». Какой 1-ый звук в слове «жук»? 2-ой? Последний? Сколько букв в слове «жук»? А звуков? Сколько согласных звуков в слове? Назови их. А сколько гласных? Назови его. Сколько слогов в слове «жук»? Прохлопай в ладоши слово «жук».
9. Дифференциация звуков в словах.
Д/ игра «Дай косточку собаке». – Собака очень хочет косточку. Я тебе дам косточку и буду называть слова, а ты должен будешь повторять их. Если слово произносишь правильно – шаг вперёд, а если неправильно – шаг назад. Пока не дойдёшь до собаки. Как только дойдёшь до неё - можешь дать ей косточку. ( Слова: железо, зажим, завяжи, покажи, заснеженный, зажигалка, желтизна, зажги.)
10. Дифференциация звуков з и ж в чистоговорках.
Проговаривание чистоговорки с движением.
–Лезу, лезу по железу, (имитация лазанья руками) не залезу съеду вниз (присесть).
Заучивание новой чистоговорки с помощью фишек с картинками.
– Зебры с жёлтыми зубами, зелень жёлтую жевали.
11. Межполушарное взаимодействие мозга.
– Скажи, какое сейчас время года? А какой месяц? Какой праздник скоро будет в феврале? Сейчас мы с тобой выполним упражнение которое называется «Солдат». Ты должен быть очень внимателен. - У солдата есть ремень, (правую руку на пояс)
погоны, (левую руку на плечо)
фуражка, (правой рукой показать козырёк фуражки)
ружьё. (левую руку вверх)
– Ружьё, фуражка, погоны, ремень, есть у солдата. (обратный показ).
12. Дифференциация звуков з и ж в тексте. - Пересказ рассказа Нищевой «Обезьяна и кот».
13. Грамматический строй речи (образование уменьшительно – ласкательных существительных). Дидактическая игра «Волшебник». - Ты будешь волшебником. Ты должен прикоснуться волшебной палочкой к картинке и назвать её ласково. Если правильно назвал, то нарисованный предмет превратится в маленький.
14. Итог занятия.
- Какие сегодня мы учились различать звуки? Что у тебя получилось лучше всего? А что было труднее всего выполнить?
15. Оценка работы ребёнка на занятии.