Анастасия Терещенко
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация звуков и букв Ж-Ш.
Цель: закрепить умение различать звуки и буквы Ш - Ж на слух и в произношении: в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
Задачи:
1. Коррекционно- образовательные.
-уточнение и сравнение звуков Ж-Ш по артикуляционным и акустическим признакам;
-развитие навыков звукового анализа и синтеза;
-обучение навыкам образования относительных прилагательных от существительных;
Публикация «Конспект логопедического занятия в 1 классе „Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-обучение согласованию прилагательных с существительными в роде, числе;
-обучение составлению предложений по наводящим вопросам;
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие логического мышления, памяти, внимания,
- развитие фонематического слуха и восприятия.
3. Коррекционно-воспитывающие:
- формирование положительной мотивации на занятии;
- воспитание доброжелательного отношения к товарищам и взрослым.
Оборудование: графические профили звуков Ж, Ш; предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш, Ж; логопедическая лото «Одежда»; наглядный материал на развитие голоса и дыхания; индивидуальное зеркало, спирт, вата, логопедические, постановочные и массажные зонды.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед : Здравствуй!
По первым звукам слов жираф, уши, кот составь слово.
Какое слово получилось (ЖУК)
По первым звукам слов шуба, арбуз, рыба. Какое слово получилось? (ШАР)
Назовите первый звук в слове ЖУК.
Назовите первый звук в слове ШАР.
1. Введение в тему занятия.
Догадайся, о каких звуках мы будем говорить сегодня? Ж и Ш.
Л. Тема занятия : звуки и буквы Ш-Ж.
На что похож звук Ш?
На шипение змеи.
Что напоминает звук Ж?
Жужжание жука.
1. Артикуляционная гимнастика:
Подготовительные упражнения:
- Широкий язычок положить на нижнюю губу, пошлепать верхней губой пя-пя-пя. - Упражнение “качели”. Язычком тянемся к носу, подбородку. - Трубочка. Губы вытянуть трубочкой (у-у-у, затем широко улыбнуться. - Чашечка. Широкий язык положить на нижнюю губу, загнуть “чашечкой»,
убрать за верхние зубы, подуть (ш-ш-ш).
1. Сравнение звуков Ж-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.
- Язык вверху в форме чашечки.
А при произнесении звука Ш?
- Язык тоже вверху в форме чашечки.
Что вы скажите о форме губ при произнесении звука Ж?
- Губы напоминают окошечко.
А при произнесении звука Ш что напоминают губы?
- Окошечко.
А теперь, проверьте какая воздушная струя при произнесении звука Ж.
- Теплая.
- И при произнесении звука Ш – теплая.
Артикуляция этих звуков одинаковая.
Характеристика звуков и букв Ж-Ш.
Ж (согласный, звонкий, твердый);
Ш (согласный, глухой, твердый).
Соотнесение звука и буквы.
Звук Ж обозначается буквой ЖЕ.
Звук Ш обозначается буквой ША.
Что напоминает буква Ж?
На что похожа буква Ш?
2. Дифференциация Ж-Ш в слогах.
Чтение слогов (шо-жи-ша, жи-жа-шо, жу-ши-ша, ша-ша-жи, ши-жи-ша)
Д\игра «Образуй слово».
Замени звук Ж на звук Ш. Назовите слова.
(Жар-шар, ужи-уши, наживка-нашивка, сажа-Саша, жаль-шаль).
3. Дифференциация Ж-Ш в словах.
Классификация предметных картин со звуками Ш, Ж
Д\и «Разложи предметы по корзинкам».
Ребята, давайте соберем предметы в корзинки. У нас две корзинки. Предметы со звуком Ж - в левую корзинку, а предметы со звуком Ш - в правую корзинку. (Шишка, шиповник, груша, жёлудь, ежевика, баклажан).
Что мы делали?
Физкультминутка
ЛЯГУШАТА
Мы лягушки – попрыгушки,
Неразлучные подружки,
Животы зеленые,
С детства закаленные.
Мы не хнычем, мы не плачем,
Дружим - не ругаемся.
Целый день по лужам скачем,
Спортом занимаемся.
4. Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.
Согласование прилагательных с существительными.
Д/игра «Из чего предмет?»
Сейчас поиграем в игру «Логопедическое лото».
У тебя на столе большая карта, а у меня маленькие карточки.
Я называю предмет одежды и тот материал, из которого сшита эта одежда.
Ты должен найти ответ на своей карте и назвать словосочетание
прилагательное с существительным
Шапка из шерсти - шерстяная шапка
Шуба из меха - меховая шуба
Свитер из шерсти - шерстяной свитер
Перчатки из кожи - кожаные перчатки
Платье из шелка – шелковое платье
Рубашка изо льна – льняная рубашка
5. Дифференциация Ж-Ш в предложениях.
Составьте предложение с данными словосочетаниями.
Мама купила мне шерстяной свитер.
6. Дифференциация Ж-Ш в связном тексте.
Отработка техники чтения с соблюдением всех компонентов речи.
«Кошка и ёж».
Принесли дети из леса домой ежа. Побежал ёж по комнате. Увидела его кошка, легла на пол и смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Ёж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в угол. Долго сидела там кошка, а на ежа не смотрела.
Вопросы к тексту:
1) .Кого принесли дети из леса?
2) .Кто увидел ежа?
3) .Что сделала кошка?
4) .Как защищался ёж?
Итог занятия.
О каких звуках говорили на занятии?
Какой звук звонкий, какой глухой?
Какое задание вам понравилось больше всего?
- Вы сегодня хорошо потрудились.
Со всеми заданиями справились.
Молодцы!