Ольга Герасимова
Развитие способностей к графическому проектированию в конструировании у детей старшего дошкольного возраста
«Развитие способностей к графическому проектированию в конструировании у детей старшего дошкольного возраста».
Развитие графических навыков у детей в возрасте 5-7 лет играет важную роль в их общем развитии. В этот период дети начинают осваивать различные способы изображения своих идей и проектов. Именно графическая деятельность является предпосылкой для развития графический умений и подготовки руки ребенка к дальнейшему письму.
Публикация «Развитие способностей к графическому проектированию в конструировании у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В основе формирования графомоторных навыков лежит зрительно-слуховая координация.
зрительно-двигательный контроль (зрительно-двигательная координация);
координация движений (умение координировать движения частей пишущей руки, умение произвольно менять направление движения);
пространственное восприятие (поле зрения - целостность, ширина, универсальность, острота зрения, глаз);
пространственные представления (знание «схемы тела», умение видеть графему и ее точное местоположение, умение анализировать объект, его изображение, процессы измерения);
чувство ритма (способность проявляется в воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда);
«ручной труд» (развитие мелкой моторики);
необходимое распределение внимания во избежание графических ошибок;
визуальное внимание.
Развитие способности детей к графическому проектированию в конструировании включает следующие задачи:
- Формирование навыков рисования и графического изображения.
- Развитие воображения и креативности.
- Обучение основным принципам проектирования, совершенствование конструкторских способностей.
Ребенок, конструируя, создает предмет, сочетая детали конструктора. Для этого ему необходимо постоянно представлять создаваемую постройку в целом. Лучшим способом для развития проектирования использовать игровые методики, где дети создают свои проекты через игру.
Так же ценным будет использование наглядных материалов для понимания графических представлений. Так же включать в деятельность детей индивидуальные и групповые занятия, способствующие обмену идеями.
Составление схем является важным этапом в развитии детских навыков проектирования и конструирования. Это помогает детям лучше понять структуру объектов и развивает их пространственное мышление.
Вначале, детям нужно дать возможность изучить имеющиеся в группе схемы построек. Научиться строить сооружения по этим схемам. Необходимо следить за тем, чтобы детали конструктора были в наличие. Затем, когда схемы для них станут малопривлекательными, предложить составить (нарисовать) самостоятельно схемы, каких-либо построек.

Дети могут начинать с простых схем и постепенно переходить к более сложным. В схемах изображают подробно, обозначают последовательность действий при строительстве.
После рисования дети собирают модель из конструктора, следуя своему чертежу.


Далее, необходимо устроить обсуждение созданных проектов, позволяя детям объяснить свои идеи и предложить улучшения.
Рекомендую использовать тематическое конструирование, например, тема недели «Комнатные цветы», можно сконструировать полки для цветов, тема недели «Домашние животные», можно построить сарайчики, грузовики и т. д.
Составление схем в сочетании с работой с конструктором развивает у детей творческое мышление, аналитические способности и умение работать с пространственными понятиями, формирует важные навыки, необходимые в будущем.