Ольга Ершова
Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б — П. (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б – П.
Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [Б]-[П], букв Б – П.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятие о звонких – глухих согласных звуках;
- учить различать звуки [Б]-[П] изолированно, на фоне слога, слова, предложения;
- закрепить навык чтения слогов и слов;
- закрепить навык слогового анализа и синтеза;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б — П, (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- закрепить навык образования и употребления слов-паронимов;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать координацию речи с движением;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к языковым явлениям;
- воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
- формировать такие нравственные качества, как готовность прийти на помощь, доброжелательность.
Оборудование:
- иллюстрации из сказок (Буратино, три поросенка, старик со старухой);
- символы звонких и глухих согласных звуков;
- карточки «4-й лишний»;
- 2 детских ведерка с символами звуков;
- предметные картинки (капуста, топор, суп, карп, паровоз, паук; труба, рубашка, забор, бочка, барабан, бабочка);
- карточки с цепочкой слогов;
- карточки со слогами для составления слов в виде рыбки ( слова: зубы, пони, батут, рыба, паук, почта);
- буквы Б, П.
Предварительная работа:
- чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», беседа по сказке;
- словарная работа ( объяснение значения слов: пашня, башня, запор, балка, плещут, блещут, быль).
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Л. Ребята, подойдите ко мне. Давайте поздороваемся (здороваются). Проходите к доске и садитесь на стульчики.
Л. Ребята, а вы любите сказки?
- Какие сказки вы любите? (ответы детей).
Л. Посмотрите на доску. Героев каких сказок вы видите?
- это Буратино из сказки «Золотой ключик» и поросята из сказки «Три поросенка».
2. Введение в тему занятия.
1) Л. Правильно. Послушайте внимательно: Буратино. Какой 1-й звук мы слышим?
- звук Б.
Л. Поросенок. Какой 1-й звук мы слышим?
- звук П.
Л. Молодцы. Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
- мы будем говорить о звуках Б и П.
Л. Правильно. Что мы знаем о звуке Б – какой он?
- согласный, звонкий, твердый.
Л. Что мы знаем о звуке П – какой он?
- согласный, глухой, твердый.
Л. Чем они похожи?
- эти звуки согласные, твердые.
Л. Чем они различаются?
- звук Б – звонкий, а звук П – глухой.
3. Дифференциация звуков [Б]-[П].
2) Введение сказочного сюжета.
Л. Молодцы. Ребята, отгадайте, а эти слова из какой сказки?
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
- это сказка «О Золотой рыбке».
Л. Правильно. Сегодня мы отправимся в гости к героям этой сказки.
3) Игра «Наоборот».
Л. Долгими вечерами старик со старухой играли в слова со звуками – старуха называла слова со звуком [П], а старик менял в словах звук [П] на звук [Б].
Л. Давайте и мы с ними поиграем.
Л. пух – бух
почка – бочка,
пашня – башня,
запор – забор,
палка – балка,
плещут – блещут,
пыль – быль.
4. Игра «4-й лишний»
Л. Сердитой была старуха. Каждый день давала старику сложные задания. Кто помогал старику в сказке?
- Золотая рыбка.
Л. Правильно, золотая рыбка.
«Пойди, говорит старуха, отыщи лишнюю картинку в каждом ряду». Ребята, давайте поможем старику – найдите лишнюю картинку в своей карточке.
(дети называют картинки, называют лишнюю, объясняют выбор:
баран, банан, бочка, помидор. Лишний помидор, т. к во всех остальных словах мы слышим звук [Б], а в этом слове – звук [П]).
5. Игра «Улов»
Л. Молодцы, ребята, помогли старику. Старуха дает старику новое задание: «Ступай, говорит, к синему морю, да налови рыбы на обед».
Закинул старик невод в море, вот с чем пришел невод: капуста, топор, суп, карп, паровоз, паук; труба, рубашка, забор, бочка, барабан, бабочка (логопед называет картинки).
Л. Посмотрите, ребята, у старика есть 2 ведра с символами звуков. Никак старик не может разложить улов по ведрам. Давайте ему поможем?
Символ какого звука на ведре? (звука [Б], [П])
Как вы догадались?
- символы с колокольчиком, без колокольчика.
Л. Давайте разложим улов по ведрам – в одно ведро картинки со звуком [Б], в другое – со звуком [П].
(дети по очереди выбирают картинку, называют, кладут в ведро с символом, соответствующим звуку в слове).
Л. Мы с вами знаем, что звук [Б] обозначается буквой Б, звук [П] обозначается буквой П. (на доску рядом с ведрами вывешиваются соответствующие буквы)
6. Пальчиковая гимнастика.
Л. Молодцы, ребята, помогли старику. Давайте отдохнем и поиграем с рыбками на берегу моря.
Становитесь в круг, и возьмите рыбок в правую руку.
(читаем стихотворение, выполняем движения руками)
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде (взять рыбку в правую руку, выполнять волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти) :
То сожмутся (вытянуть руку с рыбкой в центр круга,
Разожмутся (оттянуть руку с рыбкой назад,
То зароются в песке (вращательные движения рукой с рыбкой вниз, как будто раскапываем песок).
Приседаем столько раз,
Сколько рыбок здесь у нас (посчитал, сколько рыбок в руках у детей, присели).
4. Дифференциация букв Б – П.
7. Чтение цепочки слогов, воспроизведение их по памяти.
Л. Ребята, старуха опять бранится и дает старику задание: «Прочитай, говорит, цепочку слогов, да повтори их потом». А старик не может справиться с этим заданием. Поможем ему?
Л. Садитесь за парты. Прочитайте цепочку слогов.
А теперь переверните карточку и повторите, что вы прочитали.
(дети читают цепочки слогов : БА-ПА-ПА, БО-ПУ-ПО, ПА-БЫ-БО и т. д, а затем воспроизводят их по памяти).
8. Игра «Собери слово».
Л: Молодцы, ребята. А старуха опять дает старику задание: «Составь, говорит, слоги рядышком. Да будь внимателен – выбери нужный слог, чтобы получилось слово».
Л. Ребята, поможем старику?
Л. Перед вами 3 слога. Составьте их так, чтобы получилось слово.
( детям предлагаются 3 слога: РЫ-БА-ПА, слог ПА - лишний).
(слоги написаны на разрезных картинках-рыбках, при составлении слова складывается фигурка рыбки)
9. Игра «Путаница».
Л. Молодцы, ребята, помогли старику выполнить задание. Старуха опять бранится и хочет старика запутать. «Распутай, говорит, мои предложения».
Л. Ребята, поможем старику? Исправьте ошибки в предложениях.
Капусту вытащили из Почки.
Листья распустились из Бочки.
Старик опирался на Балку.
Крыша опирается на Палку.
На двери хороший заБор.
Вокруг дома построен заПор.
В синем море волны Блещут.
В синем небе звёзды Плещут.
Грачи ходят по Башне.
Мы в Кремле видели Пашню.
За медом полез Винни-Бух.
Я упал со стула – Пух.
5. Итог занятия.
Л. Ребята, вы молодцы, помогли старику справиться со всеми заданиями старухи. А какие звуки мы научились различать?
Л. Старик благодарит вас, и дарит вам за работу рыбок для штриховки. Он будет вспоминать вас добрым словом.