Галия Попова
Конспект логопедического фронтального занятия по дифференции гласных и согласных звуков «Один день из жизни насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытого занятия для детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
по звуковой культуре речи «Один день из жизни насекомых».
Попова Галия Гарафетдиновна- учитель-логопед в. категории, г. Иркутск
Тема: «Дифференциация гласных и согласных звуков» («Один день из жизни насекомых»)
Цели:
1. Развивать слуховое внимание: умение различать на слух неречевые звуки.
Публикация «Конспект логопедического фронтального занятия по дифференции гласных и согласных звуков „Один день из жизни насекомых“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
2. Развивать фонематический слух:
а) упражнять в умении различать гласные звуки;
б) упражнять в умении различать гласные и согласные звуки;
в) совершенствовать слоговую структуру слов.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, образное мышление, работоспособность.
4. Закрепить знания детей о насекомых, расширять их кругозор.
5. Активизировать словарный запас по данной теме; формировать грамматический строй речи.
6. Развивать мелкую моторику.
7. Создавать у детей положительный эмоциональный настрой во время занятий.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Звучит тихая музыка.
Логопед : - Дорогие гости, мы рады видеть вас сегодня в нашем детском саду, в нашей светлой, тёплой и уютной средней логопедической группе, которая называется «Лучики». Именно, благодаря их теплу здесь происходят такие необычные превращения. Обратите внимание, у нас уже зеленеет травка, распустились красивые цветы. Наступило лето.
Однажды рано-рано утром солнышко проснулось и осветило небольшую лесную полянку, на которой проснулись и её жители. Познакомьтесь с ними:
Дети в масках насекомых вылетают из-за двери спальни и представляются:
- Здравствуйте, я пчела! (поклон)
-Здравствуйте, я жук! (поклон)
-Здравствуйте, я бабочка! (поклон) …
2. Игра на развитие слухового внимания «Возьми игрушку».
Дети со звучащими игрушками в руках встают в круг. В центре стоит водящий с завязанными глазами. Один из детей звенит своей игрушкой. Водящий должен отгадать, что звенит, подойти к ребёнку с игрушкой и взять её.
3. Упражнения на развитие фонематического слуха.
а) Различение гласных звуков – Игра «Звуковые дорожки».
- Посмотрите, кто прилетел к нам на лесную полянку? (поющая птичка) Она ещё только учится петь разные песенки, но без нот у неё ничего не получается.
- Давайте поможем бедной птичке?
- Я буду произносить разные звуки, а вы попробуйте с помощью символов выложить звуковую дорожку, по которой и будет петь наш певец. Логопед называет гласные звуки, а дети выкладывают символами «звуковые дорожки»
Логопед переворачивает образец «звуковой дорожки», а дети сравнивают и исправляют ошибки.
- Скажите, какого цвета наши символы? Значит, какие звуки должна петь наша птица?
- Давайте споём эту песенку все вместе.
б). Дифференциация гласных и согласных звуков - «Раскрась гусеницу».
- Кто знает, чем питаются птицы?
- Посмотрите, кого насобирала наша птица? Много кого?
- Похожи они на настоящих? (нет) Почему вы так думаете? Наверное, поэтому они такие грустные?
- Давайте будем их сейчас раскрашивать, но не карандашами, а вот этими разноцветными кружочками: синими и красными.
- Кто знает, что обозначают синие кружочки? А красные?
- Чем отличаются согласные звуки, от гласных?
Логопед : - Некоторые дети выучили стихотворения, сейчас они их расскажут, а вы попробуйте догадаться, на какой звук это стихотворение?
- Если, вы услышите гласный звук, какой кружочек вы должны положить на гусеницу? А, если, согласный? На доске подсказки в виде звуков-мальчиков и звуков-девочек.
Дети по очереди рассказывают свои стихотворения.
Н-р: звук «А»
Аист вёз из магазина
На своей тележке груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз.
«Т»
Только Таня утром встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.
- Какие теперь стали наши гусеницы?
- Давайте уложим их спать вот в эту волшебную коробку и в конце занятия
посмотрим, какие же превращения произойдут с нашими гусеницами, ведь
коробка непростая, а волшебная.
4. Музыкальная пауза.
Под ритмичную музыку дети играют на металлофонах и колокольчиках.
4. Музыкальная пауза.
Под ритмичную музыку дети играют на металлофонах и колокольчиках.
5. Работа по развитию мелкой моторики.
- Посмотрите, от вашей прекрасной музыки, распустились на нашей лесной полянке красивые, разноцветные цветы, вокруг которых расположились разные насекомые, ваши друзья, попробуйте найти себе такую же пару, как и вы.
- Скажите, а похожи ваши насекомые на настоящих? Почему?
- А, что можно сделать для того, чтобы они стали, как настоящие?
- Давайте сядем за столы и раскрасим насекомых фломастерами, чтобы они стали яркими и красивыми, а потом мы с ними поиграем.
6. Закрепление грамматических категорий.
а) - Кто у тебя, Ваня? (муравей)
- Какой он у тебя? Ваня подирает слова-признаки к слову «муравей» : маленький, чёрненький, быстрый, работящий.
- Кто у тебя. Алина (бабочка) Какая она? (красивая, разноцветная, лёгкая, воздушная,)
б) - Где спряталась твоя муха, Лена? (Муха спряталась под цветком)
- Куда забрался твой жук, Костя? (Жук спрятался под листом)
- Где сидит твой кузнечик, Ариша? (Мой кузнечик сидит в траве)
7. Работа над слоговой структурой слов. Игра «Дятел».
Дети делят сначала названия своих насекомых на слоги - хлопками, выкладывают слоги символами под картинками, а потом появляется дятел.
- Он прилетел, чтобы поиграть с вами. Сейчас послушайте внимательно, сколько раз постучит дятел по дереву, значит, он простучал чьё-то слово.
-А чьё оно, догадайтесь сами с помощью своей слоговой схемы.
8. Физкультминутка. Координация речи с движениями.
- Пока солнышко ещё не спряталось за тучку и не заснуло, мы успеем ещё спеть для наших гостей песенку.
Включается песенка «Золотилс солнышко лес, лес.»
Дети стоят в кругу, поют и показывают движения в соответствии словам песни.
9. Появление сюрприза - волшебной коробки.
Логопед : - Я обещала вам в конце занятия сюрприз за ваше старание, за ваше трудолюбие.
- Давайте опять заглянем в нашу волшебную коробку и посмотрим, что же за превращение произошло с гусеницами, пока они спали?.
Открывается коробка, а там вместо гусениц - бабочки!
- Что же произошло с нашими гусеницами, кто знает?
- Правильно, пока гусеницы спали, они превратились в бабочек? Какие у нас бабочки?
- А ещё бабочки принесли вам вкусное угощение. - Скажите, красиво самим есть угощение и не делиться с гостями? Что вы должны сначала сделать?
10. Релаксация (под музыку).
Логопед : - Ну, а теперь, жучки и букашки, устали? Найдите себе понравившийся цветочек, ложитесь на него поудобнее, вытяните уставшие лапки, аккуратно сложите крылышки, закройте глазки и представьте себе, что солнышко, наконец, закатилось за тучку и решило немного поспать, отдохнуть до следующего утра.
На лесной полянке стало темно, смолкли голоса птиц, не слышно жужжания насекомых. Кругом тихо-тихо. Все спят.
11. Окончание занятия. Подведение итогов.