Галина Огибенина
Конспект занятия «Дифференциация звуков и букв [Р]-[Л]. Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Дифференцировать звуки Р – Л, на материале лексической темы «Дикие животные».
Задачи:
1. Обучающие задачи.
•Закреплять знания о механизмах организации данных звуков
•Активизировать словарный запас на данный звук на речевом материале лексической темы «Дикие животные».
•Закрепить понятия звук, слог, слово, предложение.
2. Развивающие задачи.
•Совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата.
•Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.
•Развивать навыки звуко-буквенного анализа, используя графическую запись.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков и букв [Р]-[Л], Дикие животные“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Животные. В мире животных
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
•Развивать фонематический слух на данные акустические образы.
3. Воспитательные задачи.
•Воспитание интереса к занятиям
•Воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту.
4. Коррекционные задачи.
•Дифференциация звуков в изолированном виде, в слогах, в словах, в предложениях, в тексте, в связной речи.
Оборудование: материал для формирования правильного выдоха, профили артикуляции звука, картинки, графическая модель (фишки, касса букв, слоговые и звуковые дорожки.
Ход занятия
- Здравствуйте дети!
- Здравствуйте.
- Садимся на места, начинаем занятие (в течение 3 минут)
а) упражнения для дыхания:
вдох через нос, выдох через рот;
вдох через рот, выдох через нос;
вдох через рот, выдох через рот;
вдох через нос, выдох через нос.
б) упражнения для языка:
«Чашечка»,
«Иголочка»,
«Гармошка»,
в) Немая артикуляция: А,О,У,Ы,И. (тихо-громко)
О. В. правдина и а. и. богомолова: |
Упражнения подобраны из книг "Логопедия" и "Логопедическое пособие для занятий с детьми" |
Во время рассматривания дополнительного материала на слайдах (в течение 2 мин) детям необходимо назвать «кто на слайде лишний?», то есть в названиях каких животных нет звуков – букв [Р], [Л].)
В. В. коноваленко и с. в. : |
Слайды подготовлены при помощи материалов из книги «Автоматизация звуков у детей» |
Относительные прилагательные называют признак через отношение к предмету или к другому признаку: мотивирующей основой обозначается тот предмет или признак, через отношение к которому представлено данное свойство: деревянный, стальной, летний, купальный, вчерашний. Характер выражаемых отношений очень разнообразен: это может быть обозначение признака по материалу (деревянный, металлический, по принадлежности (притяжательные прилагательные: отцов, рыбий, сестрин, мужнин, мой, по назначению (детская книга, школьные пособия, по свойственности (осенние дожди, вечерняя прохлада). Относит. прилагательные называют признак, который не может проявляться с разной степенью интенсивности. *Нимцева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»
- А теперь давайте вспомним, что происходит с органами артикуляции в момент, произношения звука Р и Л? А поможет нам в этом вот эти рисунки (на картинках изображены артикуляционные профили Л и Р). Анализ артикуляции звука производится в течение 4 мин.
- Что делают губы?
- Где находится кончик языка?
- Какая воздушная струя?
- Как расположены голосовые связки?
Дети делают анализ артикуляционного звука. Буквы Р:
1. Губу находятся в полуоткрытом состоянии.
2. Кончик языка касается бугорков за верхними резцами.
3. Воздушная струя горячая.
4. Голосовые складки сомкнуты.
5. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка вибрирует.
Дети делают анализ артикуляционного звука. Буквы Л:
1. Губы растянуты в улыбку.
2. Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами.
3. Воздушная струя горячая, короткая.
4. Голосовые складки вибрируют.
5. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.
О. В. правдина: |
Упражнения подобраны из книги "Логопедия" |
Дети дают характеристику звука Р и Л, объясняют почему. Согласный – воздушная струя встречает препятствия – язык; Звонкий - голосовые складки вибрируют; Твердый – отсутствует дополнительный подъем спинки языка.
О. В. правдина: |
Упражнения подобраны из книги "Логопедия" |
- Ребята, а вы знаете, как рычат львы? Давайте с вами попробуем порычать как львы, и у кого лучше всех получится! (Дети повторяют за логопедом, как рычит лев). Молодцы ребята! А теперь давайте погудим как самолёты (дети повторяют за логопедом звуки). Молодцы ребята.
Е. Н. косинова: |
Упражнение взяты из книги «Домашний логопед» |
- Ребята я буду называть звуки, а вы возьмите в руки карандаши и если услышите звук Р, то стукните 1 раз, если услышите Л, то 2 раза:
- р, л, м, н
- м, р, н, л
- л, м, н, р.
- А теперь я называю слоги, и вы точно так же, если слышите Р – 1р, если Л – 2р.
- ра, ла, ма, на
- ма, ра, на, ла
- ла, ма, на, ра
Молодцы, теперь я называю слова и вы если услышите звук Р - 1р, Л - 2р.
- слон, какаду, зебра, бегемот, окапи, жираф, лев, страус, лама.
Е. Н. косинова: |
Упражнение взяты из книги «Домашний логопед» |
- Смотрите это буква Р и так же это звук Л, и буква Л и звук Л. На что похожа буква Р (парус, половник, сачок). А Л? (на крышу дома и шалаш). А чем отличается буква от звука? Кто знает? (Дети отвечают - букву мы пишем, видим, читаем, а звук произносим и слышим).
- Давайте с вами напишем эти буквы: - У вас на столах лежит бархатная бумага и нитка. Пишем букву Р на бархатной бумаге. - А букву Л – выкладываем из счетных палочек.
Е. В. кузнецова и и. а. тихонова: |
Упражнение взяты из книги «Обучение грамоте детей с нарушением речи» |
Физкультминутка
А теперь мы ручейки, (бег на месте)
Побежим вперегонки. (ходьба на месте)
Прямо к озеру спешим, (руки в сторону)
Станет озеро большим. (руки в стороны)
С рыбками поплаваем,
С бобрами поиграем, (прыжки на месте)
Потом вернёмся в школу мы, (ходьба на месте).
Вновь став учениками.
- Ребята, у вас есть, слоговые дорожки возьмите их. Я буду произносить слоги, а вы должны выкладывать их у себя: - ра, ру, ла, ру, ер, ал, ло, ро, ул, ур, ар.
Дети смотрят 6 слайд Игра «Эхо»
РА-РА-РА НА ДВОРЕ УЖЕ ЖАРА
РУ-РУ-РУ СОБИРАЙТЕ ДЕТВОРУ
РЫ-РЫ-РЫ МНОГО, МНОГО ДЕТВОРЫ
ЛИ-ЛИ-ЛИ ПАЛЬМЫ ВЫРОСЛИ ВДАЛИ
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ МНОГО ДЖУНГЛЕЙ НА ЗЕМЛЕ. (Дети отражённо, сопряжено и индивидуально читают слоги, опираясь на слоговые дорожки).
Е. Н. косинова: |
Упражнение взяты из книги «Домашний логопед» |
- Смотрим на слайд (слайд 7 - Закрепление материала). Смотрите, на доске написаны слова. Прочитаем по очереди:
СТАЛ - СТАР СЕЛ - СЕР
ЖАЛ - ЖАР ПИЛ - ПИР
ЖИЛ - ЖИР МУЛ - МУР
МИЛ - МИР ВАЛ - ВАР
ПАЛ - ПАР ВЕЯЛ - ВЕЕР
УДАЛ - УДАР ДАР – ДАЛ
- Как называются эти слова? Дети отвечают на вопросы логопеда - паронимы - это слова, которые отличаются 1 буквой.
Е. Н. косинова: |
Упражнение взяты из книги «Домашний логопед» |
- Дети давайте рассмотрим Слайды (слайды 8-15 презентации) Необходимо озвучить правильное оформление предложения. (Написание первого слова с большой буквы, в конце ставится точка).
1. НОСОРОЖЬИ РОЖКИ- ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ.
2. В ЗООПАРКЕ ПРОПАЛ НОСОРОГ,
ОН В КЛЕТКЕ ПОВРЕДИЛ СВОЙ РОГ.
3. ЛЕСНАЯ БЕЛКА СЕЛА НА КОРУ,
ДВОРОВАЯ ЛАЙКА ВЫРЫЛА НОРУ.
4. ВОРОБЬИНАЯ СМЕЛОСТЬ НЕ ЗНАЛА ГРАНИЦ,
ОТБИРАЛ ПЕРНАТЫЙ ХЛЕБ У ПТИЦ.
5. СКАКАЛА ГАЛКА У ВОРОТ,
ОРЛИНОГО ВЗОРА ИСПУГАЛСЯ КОТ.
(Устанавливается порядок и количество слов в предложении. Проводится работа над каждым, словом в предложении).
- Ребята сейчас я запишу предложения на доске. (Слайд 16 отображает предложения). Мы их прочитаем вместе. Сделаем звуко-слоговой анализ слов в предложениях.
1. ПРИ-ЛЕ-ТЕЛ ГОР-НЫЙ О-РЁЛ
2. ВЫ-ШЛА НА Е-ЛО-ВУ-Ю О-ПУШ-КУ РЫСЬ
3. ПРИ-ВЕ-ЗЛИ ВЕР-БЛЮЖЬ-Ю ШЕРСТЬ
(Дети, говорят, что такое предложение и разбирают его вместе с логопедом).
А. И. богомолова: |
Упражнение взяты из книги «Логопедическое пособие для занятий с детьми» |
Подводится итог занятия. Ребята, какой звук мы сегодня изучали, каких диких животных вы знаете с этим звуком? На что похож звук Р? Давайте вспомним как находятся органы артикуляции при произнесении звука Р и Л. Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо работали, а теперь давайте еще раз дружно произнесем звук Р и Л. Дети произносят звук Р и Л.