Валентина Николаевна Зарытовских
Использование пособия «Грамотейка» для автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование пособия для автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.
Публикация «Использование пособия „Грамотейка“ для автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.
В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.
Образовательная область «Социализация» тесно интегрируется с большинством других образовательных областей, таких как «Труд», «Безопасное поведение», «Коммуникация», «Художественная литература», «Изобразительная и музыкальная деятельность», «Познание», в которых происходит дальнейшее обогащение социально-личностного опыта детей, развиваются социально-ценностные ориентировки и представления, происходит развитие детского самосознания.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.
Прослушав курс лекций по системе ТРИЗ в г. Саров на международной конференции и, проанализировав ее, я поняла, что это та золотая изюминка, которая поможет мне в коррекционной работе. Характеризовать, какие наши дети, нет необходимости, но все согласятся, что положительных результатов в работе с ними добиться нелегко.
Технологию ТРИЗ начала применять с детьми дошкольного возраста, работая воспитателем в речевой группе. Данную работу я продолжила с детьми с ограниченными возможностями здоровье.
Из системы ТРИЗ в коррекционную работу включаю развивающие игры.
И очень важно, что игры перестают быть скучными, а ответы однообразными.
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.
Многократное повторение речевого материала в период работы по автоматизации звуков вызывает неинтерес и утомление ребёнка.
Причины:
- отсутствие мотивации;
- однообразие средств, предъявляемых ребёнку.
Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
Цель работы – повысить интерес ребёнка в процессе работы по автоматизации звуков через игровые упражнения.
Задачи:
- подобрать наиболее эффективные игровые упражнения для осуществления коррекционной работы;
- разработать систему игровых упражнений, с использованием пособия «Грамотейка»;
- спланировать индивидуальную коррекционную работу с детьми со специалистами ДОУ.
ИГРА – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, естественная среда его развития.
Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты.
В игровой форме сложные и порой малоинтересные упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием
Формы работы по автомати-зации звуков
• Физкультурные минутки
• Подвижные игры
• Артикуляционная гимнастика
• Развлечения и досуги
• Работа с раздаточным материалом
• Пальчиковая гимнастика
Условия для автоматизации звуков :
- предметно-развивающая среда;
- многообразное предъявление одного и того же материала в вариациях;
- произнесение речевого материала с одновременным выполнением различных движений;
- параллельная работа над развитием психических процессов и лексико-грамматической стороны речи;
- постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений;
- игровая ситуация в режимные моменты;
- соревновательный момент.
Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в работе. Результат этой работы зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.
Хочу представить вам пособие «Грамотейка» - как один из элементов ТРИЗ. Состоит из магнитной доски с изображением круга, который разделен на сектора обозначающие звуки.
Игровые упражнения, используемые в работе.
Игры с «Грамотейкой»
Игры
«Назови, что покажу»
На круг выставлены буквы. Воспитатель показывает на букву, дети называют ее, дают характеристику.
«Что изменилось?»
На круг выставляются несколько букв. Дети запоминают их. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Убирает 1-2 буквы. Дети открывают глаза и называют исчезнувшие буквы, н-р, пропала буква А – гласная.
«Загадалкки».
На круг выставляют буквы. Ведущий (воспитатель или ребенок) дает характеристику буквы; на что похожа, место расположения на круге. Дети следят глазами по кругу и находят букву с заданной характеристикой.
«Хлопотушки- топотушки»
На круг выкладывается 2-4 буквы, обговариваются правила, н-р А – нужно хлопнуть, С – топнуть, Я – закрыть лицо руками (поднять руки вверх) Ведущий указкой показывает букву, а дети выполняют соответствующие действия.
«Куча - мала»
Буквы расположить хаотично, «в кучке». Ребенок выставляет их на свои места, объясняя свои действия и называя буквы.
«Кто быстрее найдет домик?»
По кругу расставлены звуковые символы, а дети вдвоем подставляют к ним буквы
«Буквы циркачи»
Узнавать буквы в любом положении. Педагог располагает буквы произвольно (лежа, вверх ногами и т. п.). ребенок называет букву и выставляет ее в правильном положении.
«Волшебный магнит»
Дети выкладывают из магнитов буквы на доске (из магнитной цепочки)
«Подбери пару»
Воспитатель расставляет буквы на одном из секторов, например, мягкие согласные, а ребенок подбирает твердые. Можно брать парные Б-П, В-Ф, Д-Т, З-С и др.
«Вы согласны или нет?»
Педагог выставляет буквы, н-р, К и говорит: «Дети, это буква К. Вы согласны?»
(Да). Затем выставляет другую букву Н, н-р, Н и говорит: «А это буква В. Вы согласны?» (нет). Ребенок должен отстаивать свое мнение.
«Подбери букву»
Воспитатель составляет слог короткого слова, а ребенок подбирает букву. Например, ДО М МА К
КО М СО К
Настольные игры
1. «Напиши букву веревочкой»
2. Звуковые бусы
3. Волшебная дощечка
4. Волшебный алфавит
5. Занимательные картинки
6. Буквы из всего: из палочек Кюизенера
из бельевых прищепок
из канцелярских скрепок и т. д.
7. Звуковые часы
8. Сказочные буквы
Используя приемы технологий ТРИЗ, мы формируем замысел речевого высказывания, вырабатываем новые связи ЦНС, совершенствуем их и развиваем. При использование ТРИЗовской технологии постоянно идет речемыслительная деятельность детей.
По опыту работы видно, как быстро дети преодолевают застенчивость, замкнутость, робость, боязнь ошибиться, они начинают учиться отстаивать свою точку зрения. Включается речемыслительная деятельность, которая побуждает ребенка к высказыванию.