Ольга Владимировна Савкина
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Введение
«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает».
Ральф Эмерсон.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у
детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,
имеет комбинированную форму: нарушения речи у детей сопровождаются
нарушением развития высших психических функций, эмоционально-волевой
сферы, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Отсутствие
Публикация «Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
специальной коррекционно-педагогической помощи таким детям неизбежно
приводит к трудностям общении, изменениям в личности подрастающего
человека, ограничению интеллектуальных возможностей.
Когда нарушения касаются всех компонентов языковой системы:
фонетики, лексики и грамматики, специалисты говорят об общем
недоразвитии речи.
Среди всего многообразия видов речевой патологии общее
недоразвитие речи является самым распространенным и составляет
приблизительно 40% от всех речевых нарушений детей. Помимо
распространенности ОНР является нарушением, которое пагубно отражается
на психическом развитии ребенка - влияет на развитие познавательной сферы
ребенка, его общительности, может вызвать ряд вторичных и третичных
нарушений.
Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи
можно найти в работах Р. Е. Левиной, Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н. А.
Никашиной, Л. Ф. Спировой и др. В. XX в. недоразвитие речи стало
рассматриваться как нарушение развития, которое происходит по законам
иерархического строения высших психических функций. С использованием
системного подхода была исследована структура различных форм речевой
патологии в зависимости от уровня развития компонентов речевой системы.
Изучению подлежали этиология, структура ОНР, соотношение первичных и
вторичных нарушений.
Какие методы и приемы будут способствовать эффективной коррекции
речи у детей? Как обеспечить полноценное эмоциональное и психическое
развитие дошкольника с ОНР?
Анализ современных инновационных подходов в области логопедии, приводит к выводу о том, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи может быть действенным способом решения этой проблемы.
Цель работы – создание цикла коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий, обеспечивающих эффективную коррекцию звукопроизношения, фонематических процессов, формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Изучить современные подходы к использованию нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе.
2. Разработать использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедических занятиях по обучению грамоте, развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Распространить опыт коррекционно-логопедической работы по использованию нетрадиционных технологий с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи в педагогическом сообществе региона.
Новизна работы заключается в сочетании традиционных и нетрадиционных технологий использования в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-
логопедических занятиях по обучению грамоте, развитию лексико-
грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с нарушением речи в образовательном пространстве г. Юрги
представлено впервые.
Отличительная особенность представленной работы – авторские
дидактические пособия и рекомендации по их использованию в
коррекционно-логопедических занятиях.
Представленные методические рекомендации, дидактические пособия,
игры и упражнения с ними рекомендованы учителям-логопедам, учителям-
дефектологам, педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе
по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание коррекционно – логопедической работы с детьми с ОНР
На современном этапе поиск новых форм и методов образовательной
работы с детьми – один из актуальных вопросов педагогики. Учитывая
подлинный интерес ребенка к нетрадиционным методам работы, силу их
воздействия на интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие
дошкольника, очевидна эффективность использования нетрадиционных
технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего
дошкольного возраста с нарушением речи.
Задачи, решение которых наиболее продуктивно с использованием
нетрадиционных технологий, можно условно разделить на три группы:
Коррекционно-образовательные задачи : развивать речь (все
компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);
развивать фонематические процессы; работать над артикуляцией,
автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;
совершенствовать слоговую структуру слова; уточнять структуру
предложения; совершенствовать связные высказывания (строить
распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь,
умение пересказывать и рассказывать).
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитывать духовность,
любовь к природе, гуманность, скромность, доброту, внимание, выдержку, ответственность, патриотизм.
Коррекционно - развивающие задачи: развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, ощущения, фантазии); развивать просодическую сторону речи (темпо-ритмическую сторону речи, дыхание, голос, паузацию, дикцию, интонацию); развивать умение передавать образ через мимику, жест и движение.
Основное внимания в работе с детьми, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) требует:
развитие фонетико-фонематических процессов;
коррекция звукопроизношения;
обогащение словаря;
работа над лексико-грамматическим строем речи;
развитие связной речи;
развитие общей и мелкой и артикуляционной моторики;
развитие мимики, пантомимики и жестикуляции;
развитие речевого дыхания;
развитие просодической и интонационной стороны речи.
Использование нетрадиционных методов работы позволяет эффективно решать задачи коррекционной работы, повысить мыслительную и эмоциональную активность дошкольников, снять физическую и психическую напряженность, совершенствовать речевые навыки, способствует развитию психических процессов и творческих способностей, мотивирует детей к практической деятельности.
Использование нетрадиционных технологий
Для определения использования нетрадиционных технологий в
коррекционно-логопедической работе было проведено логопедическое
обследование группы детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи в количестве пятнадцати человек. Обследование проводилось по следующим параметрам:
фонематические представления;
звукопроизношение;
звукослоговая структура слов;
словарный запас;
лексико - грамматический строй речи;
связная речь;
общая и мелкая моторика.
Для диагностики использовались следующие методики :
Т. А. Ткаченко «Альбом индивидуального обследования дошкольника»;
Н. Л. Стефанова «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3 – 7 лет: диагностический журнал;
Е. Косинова «Логопедические тесты»;
О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда».
В. С. Володина «Альбом по развитию речи».
Кроме логопедического обследования, было проведено диагностическое обследование уровня развития у детей мимической мускулатуры с использованием методики О. Е. Шаповаловой:
Результаты диагностических обследований детей старшего дошкольного возраста с ОНР выявили нарушения звукопроизношения, нарушение фонетико-фонематических процессов, ограничение словарного запаса, несформированность лексико-грамматических средств языка, нарушение звукослоговой структуры слов, несформированность связной речи, мелкой и общей моторики, мимики и пантомимики. (Приложение №1.).
Для получения наиболее эффективных результатов, с детьми был организован цикл коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий, рассчитанный на реализацию в течение учебного года с частотой – 2-3раза в неделю (Приложение № 2).
Каждое занятие с использованием нетрадиционных технологий выстраивалось по структуре:
Организационный момент;
Сообщение темы логопедического занятия;
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;
Знакомство с буквой;
Автоматизация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
Произношение звука в словах;
Зрительная гимнастика;
Физкультминутка, упражнение на развитие общей и мелкой моторики;
Работа над предложением;
Итог логопедического занятия.
1. Организационный момент в логопедическом занятии. Его цель – введение в тему занятия, создание мотивации к предстоящей деятельности, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций.
Основная задача учителя - логопеда – включить детей в деятельность с первых минут занятия – использовать релаксационные, мимические и имитационные упражнения. Например, на фронтальных занятиях по обучению грамоте дети отправляются в путешествие на ковре-самолете в страну звуков, узнать с каким новым звуком им предстоит познакомиться, при этом подбирается музыка. На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи дети могут попутешествовать на ковре-самолете в том месте, где им будет напоминать новая лексическая тема. Например, по теме «Осень. Листья. Деревья» дети могут отправиться в лес, по теме «Домашние животные» - на ферму и т. д.
Можно использовать упражнения и игры, направленные на развитие мимики и пантомимики. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. В таких играх можно использовать «Полифункциональный куб» с изображением разных эмоций.
2. Сообщение темы логопедического занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно для детей перейти к теме занятия.
Детям обычно демонстрируют «Космическую ракету», «Красавицу-елку» или «»Гусеницу Люсю» - на которых размещены кармашки для картинок. В эти кармашки помещают картинки и просят выделить первый звук в их названии.
Можно поиграть в игру «Третий лишний». В «Космическую ракету» размещают логический ряд картинок, нужно найти лишнюю и объяснить свой выбор, а затем определить первый звук в названии этой картинки.
Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, мотивирует их на дальнейшую деятельность, но и способствует достижению главной задачи этого этапа – сосредоточить внимание детей на изучаемом звуке, восприятии новых или повторении пройденных звуков.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:
уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука (например, совместно с куклой «Квакушкой» рассказываем и показываем положение органов артикуляционного аппарата;
уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие (здесь используются «Звуковые домики» : для согласных твердых – синий, для согласных мягких – зеленый, для гласных – красный;
затем учитель – логопед говорит детям о том, какой буквой на письме обозначается новый звук.
4. Автоматизация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях. Основной задачей этого этапа является автоматизация изучаемого звука в слогах, развитие фонематического восприятия, развитие звукобуквенного анализа и синтеза слогов.
Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи. Слоговые сочетания можно произносить совместно с персонажем занятия. Учитель – логопед говорит о том, что из букв можно составить слоги и прочитать. Например, учитель – логопед говорит детям: - «К нам на занятие приползла гусеница Люся (можно назвать другим именем, на новый звук по теме, она привезла с собой буквы, которые перепутались. Давайте поможем Люсе составить из этих букв слоги и вместе с ней прочитать. А теперь к каждому слогу нужно составить звуковую схему».
5. Произношение звуков в словах. На этом этапе логопедического занятия решаются следующие задачи:
развитие фонематического восприятия и фонематических представлений. Например, в игре «Наряди красавицу - елку», детям предлагается подбирать картинки, в названиях которых есть заданный звук;
составление слов из слогов. Здесь можно использовать «Гусеницу Люсю», «Красавицу – елочку». Учитель – логопед просит детей собрать слова из предложенных слогов и составить звуковую схему.
овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования (например, предлагаем детям изменить слова так, чтобы они звучали ласково: дом – домик, дерево – деревце, туча - тучка);
6. Физкультминутка на логопедических занятиях с использованием нетрадиционных технологий тесно связана с темой занятия и призвана не только снять усталость и напряжение, эмоциональную нагрузку, но и совершенствовать общую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью.
Формами проведения физкультминуток могут быть подвижная игра, имитация трудовых действий, произношение чистоговорок, сопровождающихся действием, а может быть направлена на развитие мимики и пантомимики.
7. Работа над предложением. На данном этапе занятия решаются задачи установления лексико-грамматических отношений между членами предложения, формирования связности и четкости высказываний.
Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют игры, в которых в «нескладушках – неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные учителем - логопедом. Детям предлагается исправить неправильно составленную фразу, например: «На гусеница ползет траве» (На траве ползет гусеница.) или «Болоте на лягушка живет» (На болоте живет лягушка).
Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.
8. Итог логопедического занятия. Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где гость занятия приготовил для детей сюрприз. Например, кукла «Квакушка» спрятала в волшебном ларце подарок для ребят и предлагает задать вопросы, чтобы узнать, что там лежит.
В процессе рефлексии результатов важно узнать оценку детьми прошедшего занятия через ответы на вопросы: «Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?» и т. д.
Авторские пособия для проведения занятий
Немаловажную роль при проведении коррекционно-логопедических занятий играет полифункциональная развивающая предметно-пространственная среда. Для достижения качественно более высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы и сопровождения занятий с использованием нетрадиционных технологий были созданы авторские пособия «Чудесный ковер», «Кукла Квакушка», «Гусеница Люся», «Маршрут дорожного транспорта», «Наряди елку», «Космическая ракета», Добавь жику иголки», «Добавь солнышку лучи», «Полифункциональный куб», «Звуковые домики», дидактическое пособие «Дом», «Забавные язычки».
Пособие «Чудесный ковер» изготовлено из полотна ткани размером 125 см х 74см. На полотне в верхнем ряду размещены три окошка (1-е – закрывается тканью на липучках, а внутри окна прозрачный кармашек для картинок или букв; 2-е окно застегивается на разноцветные пуговицы разных размеров; 3-е окно застегивается на кнопочки, внутри окна прозрачный кармашек). По бокам ковра размещены шнуровки. Звуковые дорожки - одна в виде зигзагообразной линии, другая в виде «домика улитки». Справа ковра размещен «Цветик – Семицветик».
Пособие «Чудесный ковер» многофункционально. Оно может служить для развития мелкой моторики (шнуровки по бокам и среднее окно с пуговицами). Звуковые дорожки предназначены для автоматизации поставленных звуков: изолированно, в слогах, словах. «Цветик – Семицветик» предназначен для развития лексико-грамматических категорий (закрепление предлогов, падежных окончаний) и связной речи, а также закрепления цветов, например: «Бабочка подлетела к цветку. Бабочка села на голубой лепесток. Бабочка перелетела с голубого лепестка на зеленый. Бабочка покружилась вокруг цветка».
Дидактическая «Кукла Квакушка» изготовлена из ткани «флис». Используется ткань 4-х цветов.
1. Передняя часть головы (зеленого цвета) – 1 деталь.
2. Задняя часть головы (зеленого цвета) – 1 деталь.
3. Спинка лягушки (зеленого цвета) – 2 детали.
4. Живот лягушки (желтого цвета) – 2 детали.
5. Ротовая полость (белого цвета) – 2 детали.
6. Язык (красного цвета) – 2 детали.
7. Внутренняя часть задней лапы (желтого цвета) – 2 детали.
8. Наружная часть задней лапы (зеленого цвета) – 2 детали.
9. Верхняя часть лап (зеленого цвета) – 4 детали.
10. Нижняя часть лап (желтого цвета) – 4 детали.
Внутри «Кукла Квакушка» набита синтепоном (можно использовать другой материал).
Дидактическая «Кукла Квакушка» предназначена для выработки артикуляционных упражнений, для выполнения статических и динамических упражнений для язычка. Вместе с тем она является занимательным персонажем и создает благоприятный эмоциональный фон на занятии. Это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова «Квакушки» сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка. Учитель – логопед, манипулируя языком лягушки, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать
язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей.
Пособие «Маршрут дорожного транспорта» изготовлено из полотна ткани размером 89см х 70см. На полотне пришиты детали дороги, гаража, заправочной станции, дома, березовой рощи, озера с плавающими лебедями, цветочной поляны. К пособию добавляется игрушечная машинка.
Пособие «Маршрут дорожного транспорта» предназначено для развития лексико-грамматичесих категорий и связной речи у детей. Также это пособие может использоваться на разных этапах автоматизации звука [Р] : изолированно, в слогах, словах, фразовой речи.
Пособие «Полифункциональный куб» изготовлено из ткани «флис» размером 15см х 15см. Для того, чтобы куб сохранял форму, внутри вставлены футляры от дисков. При изготовлении пособия потребуется 6 лоскутков ткани разного цвета и плотная прозрачная пленка для карманов.
Пособие «Полифункциональный куб» имеет такое название, так как его можно использовать в разных логопедических играх. Для развития мимической мускулатуры лица, для автоматизации звуков на разных этапах: изолированно, в слогах, в словах. Куб можно использовать для развития просодической и интонационной стороны речи. Для пополнения словарного запаса у детей.
Пособие «Звуковые домики» изготовлено из гладкой потолочной плитки. Три домика вырезаны из плитки и окрашены яркой краской 3-х цветов: красной, синей и зеленой. Высота домиков – 30 см, ширина – 25 см.
Пособие «Звуковые домики» предназначено для знакомства со звуками (характеристики) на фронтальных логопедических занятиях. Домик красного цвета предназначен для гласных звуков. В домике синего цвета живут согласные твердые звуки, а в зеленом согласные мягкие.
Пособие «Дом с тремя окнами» изготовлен из гладкой потолочной плитки. Дом вырезан из плитки и окрашен яркой краской, сверху вырезаны три окна. Высота дома – 50 см, ширина – 44 см.
Пособие «Дом с тремя окнами» используется на фронтальных логопедических занятиях для развития фонетико-фонематических процессов. Для определения места звука в слове (в начале, в середине, в конце). Если заданный звук слышится в начале слова, то картинку или сигнал размещаем в первое окно, если в середине – во второе, в конце – в третье.
Пособие «Наряди елку» изготовлено из ткани «флис», ярко-зеленого цвета. По контуру елочка обшита вьюном, сверху пришиваются кармашки из прозрачной пленки. Высота пособия – 100 см, ширина – 76 см. Для сохранения формы елочки, внутрь вшивается двойной ватман.
Пособие «Наряди елку» используется на фронтальных логопедических занятиях для автоматизации поставленных звуков в словах, для развития фонематических процессов, звукобуквенного анализа.
Пособие «Космическая ракета» изготовлено из ткани «флис» 2-х цветов. По контуру ракета обшита вьюном, сверху пришиваются 3 кармашка из прозрачной пленки. Высота пособия – 65 см, ширина – 73 см. Для сохранения формы ракеты, внутрь вшивается двойной ватман.
Пособие «Космическая ракета» может использоваться на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. С помощью этого пособия можно учить детей определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).
Пособие «Гусеница Люся» изготовлено из ткани «флис» разных цветов. Состоит пособие из 4-х частей, соединенных между собой завязками. Голова, туловище (2 части, хвост. Высота головы – 30 см, ширина – 23 см.
Высота всего туловища и хвоста – 21 см, длина – 79 см. На каждую часть туловища пришиты кармашки из прозрачной пленки. Для сохранения формы гусеницы, внутрь вшивается двойной ватман.
Данное пособие полифункционально и предназначено для игр и игровых упражнений, для составления сказочных сюжетов с опорой на предметные картинки, для развития мелкой моторики пальцев рук, формирования фонематических представлений, обучения грамоте, а также для обогащения предметного словаря, развития произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Пособия «Добавь ёжику иголки» и «Добавь солнышку лучи» изготовлены из ткани «флис», по контуру обшиты вьюном. Внутри пособий вшивается двойной ватман. К пособиям добавляются декоративные прищепки.
Пособия «Добавь ёжику иголки» и «Добавь солнышку лучи» используются на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Эти замечательные пособия полифункциональны: развивают мелкую моторику у детей; служат для автоматизации поставленных звуков на всех этапах работы – изолированно, в слогах, в словах; для пополнения словарного запаса; повышают положительный эмоциональный фон.
Пособие «Забавные язычки» изготовлено из полотна ткани размером 25см х 17 см. Цвет ткани - красный. На полотно пришит карман из клеенки размером 12см х 12см. Кончики язычков оформлены в виде веселых мордочек «хомячков».
Пособие «Забавные язычки» используется на подготовительном этапе логопедической работы (при проведении артикуляционной гимнастики, для формирования артикуляционных укладов, для развития фонематических процессов, на этапе автоматизации и дифференциации звуков.
Заключение
В последнее время в логопедии заметно возрос интерес к использованию нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми. Использование в работе учителями – логопедами инновационных технологий формирует у детей правильное звукопроизношение, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, обогащает и активизирует словарный запас детей с нарушением речи, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.
Реализация цикла коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий, направленных на коррекцию звукопроизношения и фонематических процессов у детей подготовительной к школе группе с ОНР позволила достичь следующих результатов:
рост уровня развития звукопроизношения в логопедической группе по отношению к началу года составил (Приложение №3) :
высокий – 60%, средний – 40%, низкий – 0%;
обогащение словаря – высокий – 50%, средний – 50%, низкий – 0%;
фонематические процессы – высокий – 70%, средний – 30%, низкий – 0%;
ЛГСТ - высокий – 60%, средний – 40%, низкий – 0%;
связная речь – высокий – 40%, средний – 60%, низкий – 0%;
общая и мелкая моторика - высокий– 50%, средний – 50%, низкий – 0%.
мимика, пантомимика – высокий - 50%, средний – 50%, низкий – 0%.