Ольга Прибыткова
Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребёнка – это показатель его развития. Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Решать эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей, имеющими отклонения в речевом развитии дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Богато сформированный словарный запас – является показателем речевого развития ребёнка. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы, составить рассказ самостоятельно. В своей работе с детьми по формированию словаря, я широко использую дидактические игры. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат, происходит формирование и обогащение словаря. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе я условно их объединила в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.
Публикация «Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, я объединила в третью группу: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть» и др. Из словесных игр очень интересными для развития словаря для детей являются игры - предположения. Детям нравится играть в игры-предположения «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы. ?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?». Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Заводы не могли бы работать—например выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т. д. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать». Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы». Так же в своей работе по формированию словаря, я широко использую игры-загадки, как словесные игры при словарной работе с детьми. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. Детям нашей группы нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса. Многие игры, такие как занимательные ребусы, умные пазлы, загадки-шарады мы составляем и придумываем вместе с детьми. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. Особое внимание при организации данной работы я уделяю детям с нарушением речи.